Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00

На­добно спросить того, кто претерпевает все эти несчастья, одно после другого беспрерывно, лишившегося всякого надеяния на потерянное, ожидая потерять теми же следст­виями вновь приобретаемое, и остается в прискорбии и унынии. Надобно войти во все это положение с рассужде­нием сродного человеколюбию соболезнования — мягкосердия, влить в душу чувство воззвания на сожаления подобнаго себе, заключить понесением всех сих несчастий, как бы собственых своих, отвергнуть все противоречия, удаля­ющий рассудок хладнокровия, смотря на все иное с пре­зрением и изречением: «Всему сему надлежало быть так по естественной коловратности земного мира», надлежит приступить к возбуждению содействия, — поданию возмож­ной помощи и утешения несчастному краю, дать отраду унылости и сетованию, предварить конец к счастливому и ненарушимому» подобному наслаждающимся в других местах российскому престолу верноподданными тихого пристанища спокойствию. Надо изъявить волю и желание содействовать патриотам и верным сынам отечества к усер­дию в пользах государственных и ближнего — развеять предрассудок, принять влияние мыслей благоразумия к изменению всяких сих бедствий в спокойное состояние, где не слышен плач и воздыхание, не видны слезы, сетование, печаль, отчаяние, бедность и уныние.

Ежели мы желаем, чтобы сей народ любил наш обы­чай, узнал все наше и его собственное счастье, надобно его понудить праздное и развратное положение оставить; за­ставить работать ту землю, которая собственная его. Что­бы он и фамилия его видели принужденность жить в своей земле и иметь твердые связи с теми, кто их окружа­ет. Чтобы нужда его связывала перенимать обычай от нас и соединиться друг с другом во всех делах, для общей пользы нужных; тогда сей народ скоро научится почитать, любить и искать своих соседей, без которых обойтиться и отделиться не может. Сосед будет искать его дружбы, и он будет ожидать от него почтения. Тогда, будучи обеспечены от всяких неприязненных случаев, примут трудолюбие в хлебопашестве и художествах, почувствуют от того вели­кую пользу, имея совершенную вольность и доверие, быть для всяких промыслов во внутренности российских городов и селений, не видя себе нигде никаких обид и притесне­ний, (распространится с ощутительною пользою всякими произведениями торговая коммерция. Везде появятся у всех народов российские деньги и беспрестанно будут иметь свой оборот на покупку у нас самых необходимых вещей, ими употребляемых.

Теперь мне останется доказать связь, которую друг к другу имеют между собою владельцы, уздени и прочий народ кабардинский.

Есть обычай, и почти можно назвать должностью, что бы владельцы всегда, чрез несколько времени, делали узденям своим подарки, которые состоят в холопьях, ору­жии, панцире, лошадях, рогатом скоте, баранах и прочем. И сии подарки содержатся в памяти из рода в род, пере­ходя от отца к сыну, предания их о подарках остаются в той фамилии вечным памятником — так, как у владель­цев, которые им дали оные. Ежели какой ни есть уздень выходит из послушания своего владельца, он принужден все те подарки возвратить обратно.

Кабардинцы называют себя выходцами из Аравии: вид­но, они приехали оттуда с немалым числом и понудили прежних жителей иных разбежаться по горам и других пе­рейти в Европу, которые живут теперь в Венгрии.

Сей народ разделяется на пять званий: первое — вла­дельцы, второе — уздени, которые исстари дворяне, тре­тье — уздени, которые пожалованы от владельцев или стар­ших узденей; четвертое — отпущенные на волю из дворо­вых людей; пятое — крепостные люди (именуемые «холо­пы»), разделяются на две степени: первые — дворовые лю­ди, а последние — хлебопашцы.