Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00

Случалось, что с отплывающими за море прекрасными женщинами, упоенными мечтами неги, любви и тщесла­вия, вместе отвозились в рудники Малой Азии военно­пленные и гнусные переметчики на вечный труд, на жизнь постыдную и безнадежную.

Столь легкий способ получить необходимые предметы и, вместе, надежда приобрести знатное родство одинаково польстили тщеславию черкесов и врожденной в них наклон­ности к лени. Погрузившись в беспечность и тунеядство, они стали обрабатывать поля, только по мере строго опре­деленных нужд семейных, и с нетерпением выжидали при­хода тех малых судов, которые без флага, без имени ищут не гавани удобной, а скалы, освещенной сигнальным ог­нем, и радуются не ясному дню, а темной и бурной ночи.

Мы деятельно препятствуем этой торговле, но долго не заменяли ее другой, ибо сношения в некоторых укреплениях, ограничивавшиеся меной соли на кур и яйца, нель­зя было назвать торговлей. Мы не успели еще сказать чер­кесам: «Получайте такие-то нужные вам изделия фабрик м мануфактур за такие-то естественные произведения, ко­торые мы вас научим добывать, сохранять и размножать». Но к осуществлению этого благодетельным правительством уже приняты меры: купеческие суда под различными фла­гами в гаванях Сухум-Кале, Новороссийске, Анапе, Адле­ре предвещают новую будущность Кавказа; да и сама История не научает ли нас, что в страны дикие всегда с приморья доходили и внедрялись новые идеи, новые по­требности и лучший порядок вещей.

Из сего обзора быта черкесских племен, мне кажется, можно видеть и главные причины, по которым они, полу­чив от природы все условия существования во славу Твор­ца, погружены в бедность, невежество, в усыпление многих свойственных человеку высоких наклонностей и, с дру­гой стороны, что все эти племена имеют, так оказать, есте­ственные им начала гражданственности, начала, конечно, неполные и не хорошо обдуманные, но могущие служить основою мудрого управления и благих преобразований.

К. T. Сталь


 

ЭТНОГРАТПЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЧЕРКЕССКОГО НАРОДА

 

Барон Карл Федорович Сталь родился в 1817 году. Учился в Дво­рянском полку, в 1842 году окончил Военную академию, с 1844-го по 1859 год служил в воинских частях Кавказской линии, затем коман­дир Виленского пехотного полка в России. В 1866 году вышел в от­ставку с производством в генерал-майоры. В 80-е годы проживал в Одессе.

«Этнографический очерк…» Сталя написан на основе большого фактического материала, собранного автором в 1846—1848 годах. Ра­боту над ним он завершил в 1849 году, однако счел необходимым до­полнить его в 1852 году, пригласив для этого консультантом тонкого знатока адыгской жизни Омара Хатхомовича Берсеева. От этого со­трудничества очерк только выиграл, став одной из лучших работ по истории и этнографии адыгов.

Работа Сталя, оставшаяся в рукописи и находившаяся в штабе Кавказского военного округа, до своей публикации в полном виде в 1900 году использовалась многими, в частности Н. Дубровиным в его «Очерке Кавказа и народов, его населяющих». Своеобразно использовал работу Сталя и Ф. И. Леонтович. Сделав из нее различные извлече­ния по теме о сословном делении и по различным разделам обычного права, Леонтович поместил этот текст в своем сборнике «Адаты кав­казских горцев» (Ч. 1, С. 159—220). Наконец, полностью напечатал работу Сталя известный кавказовед Е. Г. Вейденбаум в 21-м томе «Кавказского сборника» (С. 59—173), сопроводив комментарием.

«Этнографический очерк…» содержит данные о происхождении адыгов, их расселении, нравах и обычаях, религиозных верованиях, аталычестве, кровной мести, гостеприимстве, положении женщины и брачных обрядах, фольклоре, военном деле, сословиях и общественном строе, судопроизводстве и т. д. Сообщает Сталь также некоторые сведения о соседях адыгов — ногайцах, абазинах и осетинах.