Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00

Осетинский народ, или ироны, занимают срединное пространство Кавказа, вершины Терека и часть хребта, между реками Тереком и Урухом. Избыток их на­родонаселения живет на плоскости по обоим берегам Тере­ка. Главные общества этого народа, живущие по северному склону Кавказа, суть: 1) тагаур, 2) аллагир, 3) куртати и дигор. Народы эти покорны нам.

К востоку от осетин живет чеченский народ (нахче) и занимает все подгорие между верхним Тереком, Аргуном и Сулаком, у выхода этой реки из гор на пло­скость. Главные отрасли этого народа суть: 1) ингуши, назраны, 3) карабулаки, 4) кистинцы, 5) малочеченцы, 6) великочеченцы, 7) нагорные чеченцы, живущие по Аргу­ну и разделяющиеся на множество малых обществ, 8) ичкеринцы и 9) ауховцы. Часть ингушей, карабулаков, кистинцев и назрановцев покорны нам, все же остальные от­расли чеченского народа ведут с нами упорную войну и признают над собою вместе с лезгинами власть имама Ша­миля.

Черкесы, или адыге, живут к западу от осетин. Народ этот занимает на северном склоне Кавказа самую наибольшую его часть. Малая Кабарда, большая половина кабардинской плоскости между реками Череком и Малкой, подгорье пространства между реками Тебердою, Кубанью, Лабою, Белою (Шаугуаши), левый берег нижней Кубани, наконец, восточный берег Черного моря, от впадения Куба­ни в Черное море до реки Бзыби, занят черкесским наро­дом, разделенным на небольшие общества, частью покорные, частью враждебные, как это увидим ниже.

Община есть первая ступень политического быта каж­дого народа. Община является первоначально самобытной единицей, в которой семейства или роды все одного проис­хождения и имеют одни и те же интересы. Община по мере увеличения своего раздроблялась на большее или

меньшее число общин, которые тотчас отделялись друг от друга и образовали каждая самостоятельное целое. Устройство общины или колена есть первое политическое устройство человека. На равнинах общий интерес единоплеменность, взаимная безопасность, а чаще всего за­воевание соединили общины в государства, и независи­мость общин исчезла в государственном единстве. В горах, напротив: общины по мере своего размножения делились все более и более, и чем неприступнее горы — тем более раздробления, тем на большее число самостоятельных об­щин делился одноплеменный народ. В этом-то первобыт­ном коленном устройстве остались с незапамятных времен кавказские горские народы, и каждый из них разделен на маленькие независимые общества.

Перейдем теперь к черкесам. По преданиям туземным, кабардинцы и бесленеевцы (Капартай и Бесланай) счита­ются древнейшими черкесскими народами, поселившимися на северной покатости Кавказа. По преданиям залабинских черкесов, бесленеевцы и кабардинцы жили по подгорию между реками Белою, Лабою и Урупом и постепенно были потесняемы к востоку народами черкесскими, выселявши­мися через горные перевалы с восточного берега Черного моря. Трудно объяснить происхождения слова черкес, при­нятого как общее наименование черкесского народа. Про­исходит ли оно от татарского слова черкес (пресекающий дороги, грабитель) или от реки Черека, где черкесский на­род в своих переселениях впервые столкнулся с осетинами и сделался известным сим последним. Черкесы скорее соглашаются на это последнее объяснение. Названия чер­кесских обществ все происходят от имени владельцев, с прибавлением на конце частички -ай или -ой, обознача­ющей владение, например, Капартай — кабардинцы, Бес­ланай — бесленеевцы, Темиргой — темиргоевцы, Гатюкой, Егорукай и прочее.

После кабардинцев и бесленеевцев, по преданиям, высе­лились с прибрежья Черного моря темиргоевцы и гатукаевцы и, потеснив бесленеевцев, поселились в горах, где живут ныне абадзехи. После темиргоевцев перевалились через хребет и заняли подгорие по нижней Кубани шапсуги, бжедухи и натхокуадж, после них махошевцы. Сии последние, потеснив темиргоевцев на плоскость (кях — нижняя зем­ля), поселились на реке Белой, в Майкопском ущелье. Махошевцев вытеснили на реках Псефир и Фарз абадзехи фамилии Бешу ко и заняли их место в урочище Майкоп. Затем появились на северной покатости гор, между река­ми Белой и Псекупсом, егерукаевцы (Егор-огг-ай), и, в свою очередь, из гор были потеснены на плоскость абадзе- хами едиковскими, Джангет-хабль и Даур-хаблъ. Наконец, последними по времени переселенцами считаются абазин­цы, постепенно переходившие из Абхазии в течение столе­тий через горные перевалы, на пространстве между река­ми Тебердой и Белой и явившиеся впоследствии как само­стоятельные общества: Там, Башильбай, Баракай, Баго, Кизил-бок, Шагирей и прикубанских и кумских абазинцев. Постепенное выселение абазин из Абхазии продолжается и доныне. Так рассказывают черкесы про свое постепенное расселение с прибрежья Черного моря. Трудно проверить истину этого предания, можно сказать только, что эти все адыгские народы в физиологическом отношении принадле­жат одному племени имеют один общий язык. Везде вы встречаете одно и то же очертание лица, сложение черепа, ту же телесную красоту, силу и умственные способности.