Осетинский народ, или ироны, занимают срединное пространство Кавказа, вершины Терека и часть хребта, между реками Тереком и Урухом. Избыток их народонаселения живет на плоскости по обоим берегам Терека. Главные общества этого народа, живущие по северному склону Кавказа, суть: 1) тагаур, 2) аллагир, 3) куртати и дигор. Народы эти покорны нам.
К востоку от осетин живет чеченский народ (нахче) и занимает все подгорие между верхним Тереком, Аргуном и Сулаком, у выхода этой реки из гор на плоскость. Главные отрасли этого народа суть: 1) ингуши, назраны, 3) карабулаки, 4) кистинцы, 5) малочеченцы, 6) великочеченцы, 7) нагорные чеченцы, живущие по Аргуну и разделяющиеся на множество малых обществ, 8) ичкеринцы и 9) ауховцы. Часть ингушей, карабулаков, кистинцев и назрановцев покорны нам, все же остальные отрасли чеченского народа ведут с нами упорную войну и признают над собою вместе с лезгинами власть имама Шамиля.
Черкесы, или адыге, живут к западу от осетин. Народ этот занимает на северном склоне Кавказа самую наибольшую его часть. Малая Кабарда, большая половина кабардинской плоскости между реками Череком и Малкой, подгорье пространства между реками Тебердою, Кубанью, Лабою, Белою (Шаугуаши), левый берег нижней Кубани, наконец, восточный берег Черного моря, от впадения Кубани в Черное море до реки Бзыби, занят черкесским народом, разделенным на небольшие общества, частью покорные, частью враждебные, как это увидим ниже.
Община есть первая ступень политического быта каждого народа. Община является первоначально самобытной единицей, в которой семейства или роды все одного происхождения и имеют одни и те же интересы. Община по мере увеличения своего раздроблялась на большее или
меньшее число общин, которые тотчас отделялись друг от друга и образовали каждая самостоятельное целое. Устройство общины или колена есть первое политическое устройство человека. На равнинах общий интерес единоплеменность, взаимная безопасность, а чаще всего завоевание соединили общины в государства, и независимость общин исчезла в государственном единстве. В горах, напротив: общины по мере своего размножения делились все более и более, и чем неприступнее горы — тем более раздробления, тем на большее число самостоятельных общин делился одноплеменный народ. В этом-то первобытном коленном устройстве остались с незапамятных времен кавказские горские народы, и каждый из них разделен на маленькие независимые общества.
Перейдем теперь к черкесам. По преданиям туземным, кабардинцы и бесленеевцы (Капартай и Бесланай) считаются древнейшими черкесскими народами, поселившимися на северной покатости Кавказа. По преданиям залабинских черкесов, бесленеевцы и кабардинцы жили по подгорию между реками Белою, Лабою и Урупом и постепенно были потесняемы к востоку народами черкесскими, выселявшимися через горные перевалы с восточного берега Черного моря. Трудно объяснить происхождения слова черкес, принятого как общее наименование черкесского народа. Происходит ли оно от татарского слова черкес (пресекающий дороги, грабитель) или от реки Черека, где черкесский народ в своих переселениях впервые столкнулся с осетинами и сделался известным сим последним. Черкесы скорее соглашаются на это последнее объяснение. Названия черкесских обществ все происходят от имени владельцев, с прибавлением на конце частички -ай или -ой, обозначающей владение, например, Капартай — кабардинцы, Бесланай — бесленеевцы, Темиргой — темиргоевцы, Гатюкой, Егорукай и прочее.
После кабардинцев и бесленеевцев, по преданиям, выселились с прибрежья Черного моря темиргоевцы и гатукаевцы и, потеснив бесленеевцев, поселились в горах, где живут ныне абадзехи. После темиргоевцев перевалились через хребет и заняли подгорие по нижней Кубани шапсуги, бжедухи и натхокуадж, после них махошевцы. Сии последние, потеснив темиргоевцев на плоскость (кях — нижняя земля), поселились на реке Белой, в Майкопском ущелье. Махошевцев вытеснили на реках Псефир и Фарз абадзехи фамилии Бешу ко и заняли их место в урочище Майкоп. Затем появились на северной покатости гор, между реками Белой и Псекупсом, егерукаевцы (Егор-огг-ай), и, в свою очередь, из гор были потеснены на плоскость абадзе- хами едиковскими, Джангет-хабль и Даур-хаблъ. Наконец, последними по времени переселенцами считаются абазинцы, постепенно переходившие из Абхазии в течение столетий через горные перевалы, на пространстве между реками Тебердой и Белой и явившиеся впоследствии как самостоятельные общества: Там, Башильбай, Баракай, Баго, Кизил-бок, Шагирей и прикубанских и кумских абазинцев. Постепенное выселение абазин из Абхазии продолжается и доныне. Так рассказывают черкесы про свое постепенное расселение с прибрежья Черного моря. Трудно проверить истину этого предания, можно сказать только, что эти все адыгские народы в физиологическом отношении принадлежат одному племени имеют один общий язык. Везде вы встречаете одно и то же очертание лица, сложение черепа, ту же телесную красоту, силу и умственные способности.