Родоначальником черкесских князей считается Иналке. Откуда взялся этот Инал, предание говорит неясно. Черкесы считают Инала происходящим от аравийских эмиров. Но это мне кажется выдумкой новейших ефевдиев, желавших дать аравийское начало черкесским князьям, принявшим магометанство. У Инала, первого черкесского князя, по преданиям, было четыре сына: Темрюко, Беслан, Заноко и Капарт. Инал властвовал над черкесами нераздельно и при жизни раздал сыновьям в управление народы, которые от имен этих сыновей получили свои названия. Темиргоевцы получили название от Темрюка, бесленеевцы — от Беслана, кабардинцы — от Капарта, одни только шапсуги не взяли названия от управлявшего ими Заноко, четвертого сына Инала. Сам же Инал жил среди темиргоевцев. Темркжо, управлявший сими последними, был человек честолюбивый и «железного сердца». Не довольствуясь уделом, он пожелал быть князем над всеми черкесскими владениями, чего и достиг, лишив власти отца своего Инала. Но братья не признали власти Темрюка и, сделавшись сами самостоятельными, по очереди содержали престарелого и изгнанного отца. Инал смирился перед судьбою, не искал получить утраченную власть, но потребовал от сыновей своих, чтобы они всегда признавали князей темиргоевских старшими в память того, что он, властвуя над черкесами, имел пребывание у темиргоевцев. Таким образом, все князья черкесские считаются происходящими от одного предка. Князья Болотоко, потомки Темркжо, владеют темиргоевцами, потомки Капарта: 1) Бек-Мурза, 2) Кайтука, 3) Мисост и 4) Атажуко — владеют Большою Кабардою, Каноко и Шалохо — бесленеевцами, Сидоко и Егебоко — башильбаевцами, Багорсуко — махошевцами, Керкеноко — гатюкаевцами. Власть Заноко над шапсугами прекратилась, но фамилия эта существует доныне и глубоко уважается шапсугами.
Владетельные дворяне (уорк-тлехотль, тляко-тляж) в Большой Кабарде считаются происходящими от грузинского князя Генартука. Потомки Генартука были главными военачальниками и советниками кабардинских князей во всех завоеваниях и войнах с монголами. В прочих черкесских народах дворянство ведет свой род, то преданиям, от двух братьев Аче и Чаче, первый был женат на владетельной княжне, а второй — (на простой вольной женщине. Потомки Аче образовали класс владетельных дворян (тляко-тляж), потомки Чаче образовали нижние два класса дворян (тлефокотль и уоркша-отлехуса). Я собрал предание, а каждый может судить, сколько в нем смысла и веса.
В заселении Малой Кабарды существует следующее предание. Бесленеевский князь Гиляхсен из фамилии Исканоко (вероятно, Каноко) бежал из-за Кубани по крово- мщенню, переходил с аулом своим через Большую и Малую Кабарду и Чечню и, дойдя с кочевьем до реки Яман- су (в кумыкском владении), умер. Его сыновья Жамурза и Каншау возвратились по реке Сунже на реку Кимбила и оттуда, перейдя через Кабардинский хребет, поселились на реке Пседахе. От Каншау происходит фамилия Ахло, от Жамурзы — фамилия Мударо. Теперь считается 9-е поколение от князя Гиляхеена. Каншау и Жамурза, поселясь на реке Пседахе, заняли землю, никому не принадлежавшую. Подвластные платили князьям ясак по кабардинскому обычаю. Фамилия Ахло существует и доныне, фамилия Мударо пресеклась в 1810 году. Права этой фамилии перешли в дом князей Бековичей, по женитьбе Бексвича на княжне Кончено, последней из дома Мударо.
У черкесов так же, как и у осетин и чеченцев, существует предание о франках (френг). Каждая древняя развалина, церковь или гробница, которой начало горцы себе объяснить не могут, считается построенною франками. Франк в понятиях народа имеет какое-то баснословное рыцарское значение. По понятиям горцев, франки были христианские, первые рыцари в мире и гигадггы (нарты). Франки делали лучшее холодное оружие, и до нынешнего времени европейский клинок высоко ценится горцами. Страннее всего, что отдаленные кистины и галгаевцы постройку своих башен приписывают франкам. Кроме франков, горцы знают по преданиям о венецианцах (венедик) и ге- нуезцах (дженове, дженуз), с которыми в прежнее время торговали. Очень мало воспоминаний осталось о византийских греках (руми). Кабардинцы приписывают им построение Боргосанта (вблизи Боргустанской станины). Татары называют боргустанские развалины Рум-кале, приписывая Тамерлану разорение этой крепости. Ближайшие соседи чаркесов на плоскости были ногайские народы, остатки некогда грозных орд Тамерлана, Тохтамыша и Темир-Кутлука. Часть их, как например Калаус-Саблииские и Бештавокумские ногайцы, в числе 12 000 душ обоего пола, в настоящее время отделена от черкесов нашими Линиями. В прежнее время этот народ терпел много от черкесов, которые постоянно у них живились пленом, лошадьми и скотом. Кубанские ногайцы, в числе 17 тысяч душ обоего пола, живя по Кубани, находятся в прямом соприкосновении с черкесами и сохранили свою воинственность. Ногайцы карачаевские, малкарскпе и уруспиевские, 16 250 душ обоего пола, были покорены кабардинцами, о чем подробно будет оказано ниже. Всего же ногайцев, ближайших к черкесам, 45 750 душ. Черкесы как завоеватели пренебрегают ими и считают свою породу выше ногайской. Все черкесское народонаселение простирается до 325 000 душ обоего пола. Народ этот частью покорен нам, частью продолжает упорную войну.