Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00

Родоначальником черкесских князей считается Иналке. Откуда взялся этот Инал, предание говорит неясно. Черкесы считают Инала происходящим от аравийских эмиров. Но это мне кажется выдумкой новейших ефевдиев, желавших дать аравийское начало черкесским князьям, принявшим магометанство. У Инала, первого черкесского князя, по преданиям, было четыре сына: Темрюко, Беслан, Заноко и Капарт. Инал властвовал над черкесами нераздельно и при жизни раздал сыновьям в управление наро­ды, которые от имен этих сыновей получили свои назва­ния. Темиргоевцы получили название от Темрюка, бесленеевцы — от Беслана, кабардинцы — от Капарта, одни только шапсуги не взяли названия от управлявшего ими Заноко, четвертого сына Инала. Сам же Инал жил среди темиргоевцев. Темркжо, управлявший сими последними, был человек честолюбивый и «железного сердца». Не до­вольствуясь уделом, он пожелал быть князем над всеми черкесскими владениями, чего и достиг, лишив власти отца своего Инала. Но братья не признали власти Темрюка и, сделавшись сами самостоятельными, по очереди содержали престарелого и изгнанного отца. Инал смирился перед судь­бою, не искал получить утраченную власть, но потребовал от сыновей своих, чтобы они всегда признавали князей темиргоевских старшими в память того, что он, властвуя над черкесами, имел пребывание у темиргоевцев. Таким образом, все князья черкесские считаются происходящими от одного предка. Князья Болотоко, потомки Темркжо, вла­деют темиргоевцами, потомки Капарта: 1) Бек-Мурза, 2) Кайтука, 3) Мисост и 4) Атажуко — владеют Большою Кабардою, Каноко и Шалохо — бесленеевцами, Сидоко и Егебоко — башильбаевцами, Багорсуко — махошевцами, Керкеноко — гатюкаевцами. Власть Заноко над шапсуга­ми прекратилась, но фамилия эта существует доныне и глубоко уважается шапсугами.

Владетельные дворяне (уорк-тлехотль, тляко-тляж) в Большой Кабарде считаются происходящими от грузин­ского князя Генартука. Потомки Генартука были главны­ми военачальниками и советниками кабардинских князей во всех завоеваниях и войнах с монголами. В прочих чер­кесских народах дворянство ведет свой род, то преданиям, от двух братьев Аче и Чаче, первый был женат на владе­тельной княжне, а второй — (на простой вольной женщине. Потомки Аче образовали класс владетельных дворян (тля­ко-тляж), потомки Чаче образовали нижние два класса дво­рян (тлефокотль и уоркша-отлехуса). Я собрал предание, а каждый может судить, сколько в нем смысла и веса.

В заселении Малой Кабарды существует следующее предание. Бесленеевский князь Гиляхсен из фамилии Исканоко (вероятно, Каноко) бежал из-за Кубани по крово- мщенню, переходил с аулом своим через Большую и Ма­лую Кабарду и Чечню и, дойдя с кочевьем до реки Яман- су (в кумыкском владении), умер. Его сыновья Жамурза и Каншау возвратились по реке Сунже на реку Кимбила и оттуда, перейдя через Кабардинский хребет, поселились на реке Пседахе. От Каншау происходит фамилия Ахло, от Жамурзы — фамилия Мударо. Теперь считается 9-е поко­ление от князя Гиляхеена. Каншау и Жамурза, поселясь на реке Пседахе, заняли землю, никому не принадлежав­шую. Подвластные платили князьям ясак по кабардинско­му обычаю. Фамилия Ахло существует и доныне, фамилия Мударо пресеклась в 1810 году. Права этой фамилии пере­шли в дом князей Бековичей, по женитьбе Бексвича на княжне Кончено, последней из дома Мударо.

У черкесов так же, как и у осетин и чеченцев, сущест­вует предание о франках (френг). Каждая древняя разва­лина, церковь или гробница, которой начало горцы себе объяснить не могут, считается построенною франками. Франк в понятиях народа имеет какое-то баснословное рыцарское значение. По понятиям горцев, франки были хри­стианские, первые рыцари в мире и гигадггы (нарты). Фран­ки делали лучшее холодное оружие, и до нынешнего вре­мени европейский клинок высоко ценится горцами. Стран­нее всего, что отдаленные кистины и галгаевцы постройку своих башен приписывают франкам. Кроме франков, горцы знают по преданиям о венецианцах (венедик) и ге- нуезцах (дженове, дженуз), с которыми в прежнее время торговали. Очень мало воспоминаний осталось о визан­тийских греках (руми). Кабардинцы приписывают им по­строение Боргосанта (вблизи Боргустанской станины). Татары называют боргустанские развалины Рум-кале, при­писывая Тамерлану разорение этой крепости. Ближайшие соседи чаркесов на плоскости были ногайские народы, остатки некогда грозных орд Тамерлана, Тохтамыша и Темир-Кутлука. Часть их, как например Калаус-Саблииские и Бештавокумские ногайцы, в числе 12 000 душ обоего пола, в настоящее время отделена от черкесов нашими Ли­ниями. В прежнее время этот народ терпел много от чер­кесов, которые постоянно у них живились пленом, ло­шадьми и скотом. Кубанские ногайцы, в числе 17 тысяч душ обоего пола, живя по Кубани, находятся в прямом со­прикосновении с черкесами и сохранили свою воинствен­ность. Ногайцы карачаевские, малкарскпе и уруспиевские, 16 250 душ обоего пола, были покорены кабардинцами, о чем подробно будет оказано ниже. Всего же ногайцев, бли­жайших к черкесам, 45 750 душ. Черкесы как завоеватели пренебрегают ими и считают свою породу выше ногай­ской. Все черкесское народонаселение простирается до 325 000 душ обоего пола. Народ этот частью покорен нам, частью продолжает упорную войну.