Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00

Армяне. Против Прочноокопской крепости, на левом берегу Кубани, находится армянский аул Гияур-хабль, водворенным генералом Зассом, из всех армян, живших рассеянно в горах. Число дворов аула — 520, мужского пола — 2367 душ, женского — 2633 душ, а всего до 5000 душ обоего пола. Армяне — народ торговый и совсем невоинственный. Торговлей они приобрели в горах лучших лошадей и оружие, но это не сделало их храбрее. Обычаи их сходны с черкесскими. Торговля их с черкесами очень рискована. Нередко бывало, что на возвращающегося до­мой армянина нападают абадзехи и обдирают дочиста, но этот пример не удерживает ни пострадавшего, ни других армян от новой попытки. Настойчивый (когда дело идет о барыше) армянин, оправившись от побоев, опять отправ­ляется на торговлю в горы. Видно, что торговля при всей своей рискованности очень прибыльна. Армяне имеют у себя много крестьян, вымененных у черкесов. Эти кре­стьяне часто делают побеги в горы.


Народы черкесского происхождения.

Абазинцы (алты-кисек, шестиродные), всего 14 045 душ обоего пола. Абазинцы происхождения цебельдинского. выселившиеся постепенно из Абхазии по недостатку зем­ли, по кровомщениям и другим причинам. Они занимают самую высшую полосу по северной покатости хребта, на пространстве между вершинами Кумы, Подкумка, на левом берегу Кубани и в вершинах рек Кафира, Бежгона, Лабы. Ходза и Губса. Они подразделяются на: 1) кумских абазин­цев, подчиненных начальнику центра, 2) кубанских аба­зинцев, 3) башильбаевцев, 4) тамовцев, 5) кизильбековцез. 6) баракаевцев и 7) баговцев.

Абазинцы верхнекумские вели упорную войну во время восстания большой Кабарды в 1822 году. Предводителем их был Нартуко. Испытав поражения и значительно уменьшен­ные народонаселением, абазинцы наконец успокоились ж вместе с предводителем своим Нартуко покорились генера­лу Ермолову, который их водворил на том месте, на котором живут ныне. Кумекие абазинцьь живут на верхней Куме и Подкумже, в 4 аулах; душ обоего пола 2550. Они занимаются земледелием и скотоводством, имеют 4400 ло­шадей, 34 тысяч овец и 2060 штук скота. Подчиняются че­рез карачаевского пристава начальнику центра Кавказской линии. Важнейшие фамилии этого рода: 1) Абуко, 2) Жан- темир. 3) Трам и 4) Лоов.

Кубанские абазинцы подчинялись прежде князьям Большой Кабарды, а с 1822 года покорны нам. Народ мир­ный и трудолюбивый, отличается особенною физическою красотою. Число дворов — 536, душ мужского пола — 1949, душ женского пола — 1951, а обоего пола — 3900. Скотоводство и конские заводы у них прекрасные. Важ­нейшие фамилии суть: Лоов, Дударуко, Клыч, Биберд, Исмаил и Трам. Дударуко и Лоовы считают себя происхо­дящими от арабских эмиров, что, впрочем, невероятно.

Башильбаевцы абазинского происхождения до 1849 го­да жили мирно. Народонаселение их жило в 327 дворах и состояло из 1297 душ мужского и 1380 женского, а всего 2677 душ обоего пола. Важнейшие фамилии: князья Сидако и Егибоко и дворяне: Тлохо, Исмаиловы и Камордо. Земледелием мало занимались. Князь Магомет-Гирей Си- доко был очень уважаем народом за храбрость, доказан­ную им в прежних хшцничествах; скотоводство было их важнейшим занятием. Башильбаевцы склонны к хищниче­ству; в 1850 году, возмущенные Магомет-Амином, они ушли за Лабу и Белую.

Народонаселение остальных абазинских народов в под­робности неизвестно, но приблизительно считается тамовцев — 511, кизильбековцев — 375, шагиреевцев — 402, баговцев — 205 и баракаевцев — 180 дворов. Тамовцы управ­ляются старшинами из дома Лаховых, кизильбековцы и остальные народы управляются также своими старшина­ми, но признают своим главою султана Урика единственно потому, что он хороший наездник. Они живут в ущельях и неприступных местах, занимаются скотоводством и весьма мало земледелием. Все эти народы враждебны нам и пото­му там сборное место всех хищников. Кизильбековский султан Ярин известен как один из первых наездников за Кубанью. Трудные пути, а в особенности неприступные тру­щобы, в которых живут эти непокорные деревни, надолго еще будут спасать их от наших наказаний.