Главное население абадзехов по рекам Вундуку, Гурджипсу, Пшаче, Пшишу и Псекупсу. Абадзехи разделяются на семь известных нам обществ: 1) Туба, 2) Темдаши, Даур-хабль, 4) Дженгет-хабль, 5) Гатюко-хабль, 6) Не- нуко-хабль, и 7) Тфишебс. Общества дальних абадзехов нам неизвестны. Каждое общество (хабль) разделяется на общины (псухо), независимые друг от друга, но не враждебные между собою, а тесно связанные союзом (блягата). Каждое псухо управляется своею мирскою сходкою, на которой важную роль играют старшины. Каждое общество (хабль) имеет свое народное собрание. Наконец, в важных случаях весь абадзехский народ (абадзехе чиллаго), в лице своих старшин, собирается на общее собрание (за-уча, или ибар), где обсуждаются вопросы, касающиеся войны и мира. Народонаселение абадзехов положительно неизвестно, но можно считать, что оно не свыше 50 тысяч душ и не менее 40 тысяч душ обоего пола. Абадзехи не имели никогда князей, но имели владетельных дворян (уорк-тляхотляж). По предложению турецкого султана, во время его покровительства над черкесами с 1825-го по 1829 год, они приняли шариат, вследствие чего права владетельного дворянства остались только как историческое воспоминание. Мюридизм, постепенно проникающий в понятия народа, еще более укоренил шариат между абадзехами.
В 1841 году на народном собрании на Пшехе учреждены в 5 абадзехских обществах народные суды (мегкеме). Остальные общества, преимущественно нагорных абадзехов, отказались от этого, сохранив прежний суд по адату (обычаю). В 1848 году все эти пять народных судов слиты в одно общее мегкеме. Абадзехи всегда были враждебны нам. В 1846 году четыре их общества, а именно: Туба, Темдаши, Джангет-хабль и Даур-хабль помирились с нами. Остальные общества абадзехов не принимали участия в договоре так же, как не принимают никакого участия в войне. В течение 1846 и 1847 годов дальние абадзехи старались возбудить помирившихся к нарушению заключенного с нами договора, в чем и успели. В конце 1848 года помирившиеся четыре общества абадзехов отложились. Главные старшинские фамилии суть: Джаур, Аджи-Кляж, Унароко, Хатко, Аджи- моко, Жандаур, Баго, Беизруко, Берзек, Хатхакумуко, Аза- мет, Атухо и прочие. Абадзехи могут выставить в поле до 4 тысяч конных без труда. Они до сих пор признают турецкого султана своим калифом, то есть главою веры и родственником, что искони турецкие султаны и весь двор их брали жен в черкесских землях, приобретая их покупкою в портах Черного моря. Абадзехи живут мирно и в дружбе с шапсугами, натухайцами и убыхами. Все эти три народа имеют с абадзехами сходство в своем гражданском устройстве.
Земледелие и скотоводство. Не входя здесь в подробности топографические, скажем вообще, что Закубанский край представляет огромную равнину, окаймленную с юга Кавказским хребтом и орошаемую тремя главными реками — Кубанью, Лабою и Белою, множеством речек и источников. Почва везде плодоносная, пастбищные места превосходны. Черкесы и ногайцы небольшие охотники до земледелия, и потому оно у них неважно. Небольшие посевы кукурузы, проса и пшеницы окружают аулы.
Напротив того, скотоводство, коневодство, овцеводство и пчеловодство в хорошем положении и составляют главное занятие народа. В прежнее время Закубанский край отличался большим богатством в лошадях и рогатом скоте прекрасной породы; но продолжительная война с 1829 го- да и барантование значительно уменьшили количество скота, а в особенности табуны; многие заводы исчезли, другие сделались ничтожными. По сведениям, довольно достоверным, в Закубанском крае на 53 438 душ ногайцев и черкесов, покорных или бывших покорными нам до 1849 года, находилось 35 000 лошадей, 60 000 крупного рогатого скота и 260 000 овец. Состояние скотоводства у абадзехов и непокорных абазинцев нам совершенно неизвестно.