Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00

Большая Кабарда имела огромное моральное влияние не только на все черкесские народы, но и на соседних осе­тин и чеченцев. Военная слава, могущество и сила всегда внушают уважение соседям и возбуждают в них желание подражать. Князья и дворянство кабардинское славились своим наездничеством, храбростью, щегольством в наряде, вежливостью в обхождении и были для прочих черкес­ских народов образцом подражания и соревнования. Дво­рянский обычай кабардинцев (уорк-хабзе) сделался обычаем для всех черкесов. Черкесы характеризуют кабардин­ское дворянство прежних времен двумя словами — нама- зыра зауеныра, т. е. благочестивое и рыцарское. В насто­ящее время качества эти изменились: черкесы говорят, что в последнее время и закубансие черкесы, по примеру кабардинцев, сделались безнравственными и тха хабц, т. е. богообманывателями. Беглые кабардинцы за Кубанью служат теперь примером моды и обычая. После беглых кабардинцев первыми наездниками и щеголями считаются темпргоевцы, и они в настоящее время едва ли не есть первенствующий народ у черкесов.

Большая Кабарда есть и доныне самый аристократи­ческий наррд на Кавказской линии. Князья и двор я высоко уважаются. О четырех фамилиях князей сказано выше. Дворянство (уорк) разделяется на 3 класса: первый класс—владетельные дворяне (тляхотль, или тляхотляж;» но об этом будет изложено подробно ниже. В настоящее время кабардинцы из завоевателей сделались земледель­цами и коневодами. Земледелие неважное, но и удовлетво­ряет потребности страны. В Большой Кабарде считается 49 тысяч лошадей, 59 тысяч рогатого скота и 550 тысяч овец.

Малая Кабарда. Состоит из трех обществ: 1) бекови- чевокого, 2) ахловского и 3) таусултановского. Народонасе­ление ее — 12 756 душ обоего пола — живет в 26 аулах. Кабардинцы составляют главное народонаселение — 11 406 душ обоего пола. Кроме того, в Малой Кабарде поселились чеченцы (в аул Пеидахе) — 166 дворов, 664 душ обоего пола, кумыки — 64 двора, 266 душ обоего пола (аул Турлов), назрановцы — 104 двора, 416 душ обоего по­ла (Гаитиев и Ельджеруков аулы), осетины Ельхотова и Козрева. Главнейшие фамилии: князья Бековичи-Черкасские (по происхождению кумыки) и князья Ахловы. Дво­рянские дома: 1) Инароко, 2) Бештой, 3) Азапшевы, 4) Ендаровы, 5) Абаевы, 6) Безруковы, 7) Турловы, 8) Хапцовы, Булатовы, 10) Исламовы, 11) Астемировы, 12) Батрасо- вы. 13) Елъхотовы и 14) Козревы. Жители Малой Кабарды покорны и воинственны так же, как и кабардинцы. Чечен­ские малые партии иногда тревожат этот край. В Малой Кабарде 7 тысяч лошадей, 21 тысяча рогатого скота и 35 тысяч овец.

Теперь рассмотрим вкратце народы, состоящие в ве­домстве начальника центра Кавказской линии и бывшие некогда под властью Кабарды. Народы эти суть: 1) кара­чаевцы, 2) малкарцы, 3) уруспиевцы, (все эти три народа ногайского происхождения) и 4) дигорцы (осетинского про­исхождения).

Карачаевцы. Карачаевцы ногайского происхождения живут в самой вершине Кубани, в долинах рек Уч-Кулана и Даута, притоков верхней Кубани. Время поселения этих монголов в вершинах Кубани неизвестно. Карачаевцы по праву завоевания принадлежали нераздельно всем князьям Большой Кабарды. с 1822 года покорились нам непосред­ственно и имею: нашего пристава. Они довольно преданы нам и берегут все проходы из Кабарды в Закубанский край, находящиеся в вершинах Кубани. Главное народонаселение живет в трех аулах: Карч-юрте, Хурзуке и Уч-Кулане. Глав­ный промысел — скотоводство. Часть карачаевцев живет в отдельных пещерах, находящихся в вершинах речек, вы­текающих из подошвы Эльбруса. Этих жителей карачаев­цы называют казаками (т. е. одинокими, бессемейными). Число душ карачаевцев — 7380. Они имеют 6200 лошадей, 12 300 [голов] рогатого скота и 34 тысяч овец. В зимнее время карачаевцы пасут свой скот в Кавказской области, арендуя для этого земли у соседних казаков. Это обстоя­тельство делает карачаевцев еще более покорными. Но [учитывая] настоящие обстоятельства края и стремление Шамиля подчинить своей власти всю закубанокую Черке­сию, Карачай как единственный пункт сообщения между Левым и Правым флангами, играет важную роль в воен­ном отношении. Карачаевцы управляются своими старши­нами.