Рейтинг@Mail.ru

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1

РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА. Том 1 2018-04-05T14:16:04+00:00

чалом водворения их на нашей земле; а кто может ручать­ся за последствия?» После многих споров туркам удалось наконец продолжать свои работы. Партия, враждебная тур­кам, неоднократно разрушала работы, при этом один шап­суге кий дворянин оказал такое усердие, что получил в на­роде прозвище «кале-убат» (крепости разрушитель). Нако­нец крепость Анапа была построена, турки посадили там пашу и постоянно стремились утвердить свое влияние над черкесами. Черкесское дворянство боролось против этого влияния, успело внушить недоверчивость против турок и воспрепятствовать им занять другие пункты в черкесских землях на черноморском берегу. Турки со своей стороны не оставались праздными, и под предлогом распростране­ния шариата, тайно возбуждали чернь против черкесского дворянства, враждебного их целям. С этого времени завя­залась упорная борьба черни против дворянства у шапсу­гов, натухайцев и убыхов и продолжается доныне. С 1840 го­да мюридизм, проникающий в этот край из Чечни, дал новую опору этой борьбе.


 

Нравы и обычаи черкесов

Кавказские горцы в физиологическом отношении при­надлежат к прекраснейшей из народов белого или так на­зываемого кавказского поколения. Но из всех горских на­родов черкесы отличаются самым благороднейшим обли­ком и физическою красотою. Много народов прошло через Дарьяльское ущелье, много завоевателей промелькнуло на Кавказе, но до появления здесь русских ни один народ не сделал настойчивой попытки завоевать горы, ни один на­род не утвердился в горах, и потому горские народы оста­лись чисты от всякой примеси. Здесь в Кавказских горах вы можете изучить первообраз белого поколения в самом его самородке. Не быв никогда завоеванными, горцы со­хранили свои первобытные нравы, и тысячелетия про­ходили, оставляя общество горское в одном и том же неиз­менном положении. Христианство, занесенное из Византии и Грузии, не имело никакого влияния на улучшение нравов и даже в настоящее время язычники в Кавказских горах имеют нравы ничуть не хуже, чем у черкесских христиан. Христианство явилось в горах только как новый обряд; оно действовало Богослужением на чувства и на воображение горцев, не перерабатывая проповедями, не касаясь их нравственных понятий. В пятом столетии нашей эры ара­витяне, проникнув на Кавказ, покорили арабскому калифу часть плоскости и гор, прилежащих к Каспийскому морю, и распространили здесь исламизм. Арабы учредили три наместничества: 1) шамхальство тарковское, 2) хан­ство казикумухекое и 3) ханство аварское. Наместники ара­вийского калифата вскоре сделались самостоятельными государями. В Дагестане под их покровительством исла­мизм постепенно проник в горы, разлился на плоскости между татарскими племенами и в XVII столетии проник даже в Кабарду. Но горцы, приняв магометанство, остались теми же, что и прежде; магометанство так же, как и хри­стианство, не имело никакого влияния на нравы горцев; и так продолжалось до конца XVI столетия.

В начале этого столетия появляется из Персии новее учение, новое толкование Корана, под названием «Тариката» которому суждено было взволновать весь Восток и иметь положительное влияние на кавказских горцев. Уче­ние это, появившись в Персии, потрясло ее до основания, через него в 1828 году старая династия была свергнута и новая династия мюршидов (Софи), проникнутая духом мю­ридизма, появилась на престоле. Но в то время, когда в Персии с воцарением .новой династии Софи стихли волне­ния и учение мюридизма ослабело, учение это, проникнув в Дагестан, хранилось там и укорянялось постепенно. Дагестан остался страною ученого мыслящего исламизма, и в настоящее время в Дагестане много есть мыслящих и уче­ных алимов, преследующих исламизм, как рациональное учение. Как бы то ни было, а одно магометанство нового толкования в состоянии было несколько видоизменить гор­ские нравы, налагая особенную печать на народы, доселе самобытные в своих обычаях и учреждениях. Но магоме­танство, укоренившись в Дагестане и проникая постепен­но в горы, не везде еще усвоилось до такой степени, чтобы исказить или уничтожить следы прежней жизни. И потому, в настоящее время, в особенности у черкесов, куда еще новое учение не совсем проникло, возможно изучить горда в его первобытном состоянии, в его нравах, тысячелетиями выработанных без всякого постороннего влияния.