Рейтинг@Mail.ru

С. Васюков Край гордой красоты

С. Васюков Край гордой красоты 2018-04-05T14:13:27+00:00

В самой бухте царил ледяной, холодный ад. Матросы рубили, до изнеможения лед. рубили, а сами мерзли.

Тогда в бухте стояло несколько наших военных судов, из которых 12 января военный пароход «Струя», обессиленный в борьбе с норд-остом, весь обледенелый, отяжелевший потонул в бухте, близ самого города, со всей командой и орудиями.

Этот факт занесен в летопись нашего морского флота. Подобный норд-ост, такой же силы и интенсивности, и тоже при морозе, был в Новороссийске и в его окрестностях, а также в Геленджике 5 декабря 1899 года.

Было более, нежели ужасно!..

Кипела холодными мерзнущими брызгами бухта, ревел целую неделю норд-ост, и не было от него спасения.

С каждым днем бора становилась все свирепее. Уже были повалены почти все телефонные и телеграфные столбы, сорваны крыши. Покрывались толщей льда ближние к бухте постройки, представляя собой цепь домов, но какой фантастической и причудливой архитектуры! Это были не безвкусные нелепые здания Новороссийских жилищ и контор, нет — это были фантастические дворцы, сверкающие ярко на солнце. Какие-то волшебные удивительные дворцы, из которых ни выйти, ни войти невозможно: двери, окна — все было покрыто льдом, толщина которого с каждым порывом ветра увеличивалась.

Пароход рыболовецкого общества П. и Т., выброшенный норд-остом на берег.

Можете себе представить, как это было: жители, запертые в своих квартирах ледяным замком без пищи, без дров. Каково им было? Полиция принимала меры развозить провизию, но из этого ничего не вышло. А норд-ост ревел, клокотала бухта, где стояло множество судов. Работали без устали матросы. Но бора все усиливалась, и вот при очередном ее порыве огромное судно Русского общества пароходства и торговли «Игорь» было выброшено на берег. На фотографическом снимке видно, какую форму ему придал норд-ост. Кроме того, обледенели и были сорваны с якорей французские суда «Cervin» и «Cura». А несколько паровых катеров были выброшены на берег.

Какая изумительная сила!..

Ветер погнал по путям груженые хлебом вагоны, некоторые из них сорвал с рельсов и забил в песок, другие перевернул вверх колесами. Там же, в районе железной дороги, сплющил и сбросил с основания нефтяной резервуар в 150.000 пудов емкости. О других случаях проявления разрушительной силы норд-оста я не стану упоминать, расскажу, как мы ехали во время маленького норд-оста из Новороссийска в Геленджик 2 марта 1902 года. Было -20 при легком ветре.

— Как вы думаете? — спросил я хозяина гостиницы, — Можно ли ехать в Геленджик?

— Да. Четыре-пять часов езды.

— А норд-ост?..

— Небольшой… Какой это норд-ост! — И хозяин улыбнулся.

Впрочем, у меня было предчувствие и я запасся, на всякий случай, бутылкой коньяку, надеясь в то же время на широкий английский плед, который предохранит от маленького мороза. К тому же было утро, а в полдень, наверно, потеплеет, и мы прекрасно проедем 38 верст. Ослепительно светило солнце, ни тучки, ни облачка! Слегка позавтракав, мы уселись, и тройка двинулась. Меня немного удивил костюм кучера: наш возница был закутан с головы до ног и с кнутом сидел на козлах, как египетская мумия.

Проехали довольно быстро и оживленно вдоль бухты, поднялись на почтовую дорогу в гору, перед нами раскинулся фарватер бухты, а вдали виднелось синее море. Я приготовился наблюдать и наслаждаться живописными местами по дороге в зимней обстановке. В горах лежал снег, но около берега его не было, разве кое-где самая малость, В таком настроении, не озябнув, разговаривая и делясь впечатлениями, мы проехали версты три.

Но что это? Из ущелья на нас вдруг налетел ветер! Куда девались настроение, разговоры, мы молча покосились друг на друга. Да это он, неумолимый норд-ост, сухой и холодный, как сам холод.