Рейтинг@Mail.ru

С. Васюков Край гордой красоты

С. Васюков Край гордой красоты 2018-04-05T14:13:27+00:00

История возникновения порта относится к началу 70-х годов, когда Батуми еще не принадлежал русским, а для Закавказья нужен был, непременно, порт на Черном море.

Прекрасно. Инженеры, слава Богу, у нас имеются, инженеры, можно сказать, лихие, и построить все могут, только были бы деньги, побольше денег… Строили, и простроили ровно 18 миллионов рублей…

Простроив такие дьявольские деньги и выстроив не порт, а могилу, инженеры сделали его таким тесным, что торгового значения, в широком смысле, он иметь не может. Порт рассчитан на количество товаров не более 10000000 пудов.

И вот с тех самых пор этот знаменитый порт, устраивается, переустраивается, расширяется и углубляется. Миллион за миллионом уходят в бездну морскую, а инженеры похаживают по набережной да потирают свои белы рученьки.

Лет пять тому назад государство передало порт в ведение города, который энергично приступил к его перестройке, т.е. расширению и переносу прохода в другое место.

Но посильную ли задачу взял на себя маленький и сравнительно небогатый город? В общем, казне порт стоил 30 миллионов (с перестройками), и все-таки ничего путного не вышло… Может ли город Поти так легко смотреть на миллионы, которых, притом, в городской кассе и нет, а надо занимать, ввиду будущих благ!?

Надо прибавить, теперь, когда Батуми принадлежит русским, Потийский порт своего прежнего значения не имеет. Он должен служить больше местным торговым интересам, развитие которых зависит от множества причин. Причем, первая из них есть и будет правильное заселение Кавказского Черноморского побережья трудовым элементом с развитием трудовых центров для эксплуатации природных богатств края.

В настоящее время в порту происходит загрузка английских пароходов марганцем. Богатые залежи марганца находятся в Кутаисской губернии, близ станции Чиатури Поти- Тифлисской дороги и принадлежат грузинской компании. Дело это, несомненно, имеет будущность, хотя, и в настоящем, представляет выгоду… Огромное количество кукурузы идет за границу тоже через Потийский порт… Поти еще экспортирует лесной товар, сырой шелк и кокон.

Кстати, не могу не сообщить любопытное явление, про которое рассказывали местные жители, а именно: море в Поти отходит от берегов и, притом, нельзя сказать, чтобы медленно: за 29 лет море ушло почти за версту. Почему? Не знаю, но факт остается фактом, что конечно должны принять во внимание строители и устроители порта. Город Поти, сравнительно порядочный, производит странное впечатление смеси европейского с азиатским, чему, кроме обстановки, во многом способствует смешанное население. Элемент русских тонет среди народностей грузин, имеретин, греков, армян, турок. Всего коренного населения считается 10000 человек, владений около 2000. С 1858 года городская земля разбита на участки и с 1880 года в Поти введено городовое положение. Городское управление, во главе которого стоит, по-видимому, энергичный его представитель Николадзе, который много работает, имея в виду городские интересы и пользу общественную. Как я уже упомянул, город реорганизует порт. Городское управление построило прекрасное и светлое здание крытого рынка, имеются: городская бойня, водоемное здание, где очищается получаемая из Риони вода, которая затем идет для всеобщего употребления — обстоятельство высокой важности, принимая во внимание лихорадочную местность города и окрестностей.

Женская прогимназия, шестиклассное городское училище с сельскохозяйственным отделением, где практически и теоретически изучаются огородничество, садоводство и пчеловодство. При училище имеются столярные мастерские и прекрасный, хотя и небольшой, сад, разведенный 10 лет тому назад городским садовником Лукьяновым. Удивительная сила роста! Мы ходили под тенистыми экземплярами южных растений и любовались роскошной флорой. В настоящее время строится новое здание училища, на постройку которого из городских средств ассигновано 72000 рублей.