Рейтинг@Mail.ru

С. Васюков Край гордой красоты

С. Васюков Край гордой красоты 2018-04-05T14:13:27+00:00

Дальше от набережной идут стены, заборы заводов и керосиновых складов… Пестреют огромные вывески миллионеров-нефтепромышленников, которые в настоящее время прохлаждаются где-нибудь у вод Нарзана или в своих собственных палаццо. Им трудно и не хочется проехать в роскошном фаэтоне несколько верст на званый обед по обещанию: «помилуйте, так жарко!»

За заборами и переулками, вперемешку между собой, расположились лачуги рабочих и всевозможные лавочки с разным товаром: и съестным, и курительным, и галантерейным. Сколько их! Какой серьезный оборот! Какая денная выручка! Мне пришла на ум мысль сравнить оборот за день Ротшильда по керосиновой части и этого продавца «Соук-Су». Один освещает людей ночью, другой утоляет их жажду днем.

Но все-таки оба торговцы посредники!

Мы не станем подробно останавливаться на торговле и промышленности в Батуми, прибавив, что все многочисленные конторы (27) находятся в непосредственной связи с экспортом керосина, хотя имеются и иные промыслы, относящиеся прямо к потребностям батумского населения, но, тем не менее, керосин господствует и задает тон батумской жизни.

Между прочим, могу указать на извозчичий промысел, процветающий в Батуми, опять- таки благодаря керосину.

Ломовых извозчиков в городе более 400 и все они заняты преимущественно перевозкой керосина с заводов на пристань и суда.

Прибавлю, кстати, что извозчиков легковых тоже не малое число, около 100, и при том извозчиков, имеющих прекрасные фаэтоны и хороших лошадей. Конечно, для езды существует утвержденная городской управой такса, а также имеются старосты, как у ломовых, так и у легковых извозчиков, на случай разрешения разных недоразумений, иногда возникающих между нанимателями и извозчиками. Бондарное производство развито в Батуми… В городе очень много винных погребов с полными бурдюками и два пивных склада…

Вообще, напитки потребляются в достаточном количестве, причем нужно указать на множество мелких ресторанов и трактиров. Праздничные дни в Батуми проходят шумно и оживленно. И не только в городе, но множество батумских обывателей со своими семьями едут по железной дороге на одну из ближайших станций, где проводят время.

В будние же дни работа, коммерческие и торговые операции. Из Баку непрерывно идет керосин… Сколько его прошло через Батуми?! Миллионы, сотни, тысячи миллионов пудов! Со станции Михайловка в 215 верстах от Батуми, керосин льется по нефтепроводу, откуда поступает в резервуары.

Нефтепровод передает только обыкновенный керосин, лучшие сорта, смазочные масла и мазут доставляются вагонами-цистернами. Керосин высшего качества, называемый ватер-вейд, отправляется только в Англию фирмой Ротшильд и К0.

Керосин из Батуми за границу отправляется двояким способом: наливным и в посуде. Наливные резервуары снабжены сетью труб для перекачивания керосина в суда, Резервуары вмещают в себя от 30 до 250 тысяч пудов. Наливные пароходы снабжены несколькими отделениями, куда и поступает керосин. В большой пароход грузят 500000 пудов, а в средний 300000 пудов.

Отправка наливом может производиться всегда, во всякую погоду и, конечно, значительно дешевле, нежели экспорт в посуде. Посудная отправка производится в жестянках, заключенных в ящики, а также и в бочках.

Мы посетили завод Ротшильда, где организована выработка посуды и отправка последней. Стройно идет работа. Человек и машина соединились вместе, одни и те же ровные автоматические движения и перед вами жестянка в 10 минут готова, налита керосином и вложена в ящик. В жестянку вливается почти пуд (36 фунтов), в ящике две жестянки.