Рейтинг@Mail.ru

С. Васюков Край гордой красоты

С. Васюков Край гордой красоты 2018-04-05T14:13:27+00:00

 

ГЛАВА III

Элеватор. Культурные участки до Геленджика.

Новороссийский элеватор по своему устройству, величине и производительности занимает одно из первых мест в мире. Принадлежит элеватор Обществу Владикавказской железной дороги. Против вокзала возвышается это огромное девятиэтажное каменное здание с громадными зернохранилищами, с длинной эстакадой, как бы висящей в воздухе, для быстрой загрузки зерна на иностранные пароходы.

Искусство техники приспособило такое устройство, что зерно в своей массе, благодаря быстроте электрической силы, течет как жидкость, переходя из амбаров прямо в трюмы судов.

Крайне любопытное зрелище внутри элеватора во время работы представляет собой эта золотая река зерна, которая быстро несется перед глазами вверх, переходя из одного этажа в другой и, наконец, достигнув 6-го этажа, подвергается очистке и уже на 8-м этаже оно полностью очищено от пыли и примесей. Все это необыкновенно быстро, пунктуально и без задержки совершается посредством электричества. Условными знаками показывается, какое зернохранилище в действии, когда прекращается загрузка и прочее. Стройно, тихо происходит работа. Здесь, как на пристанях, нет ни шума, ни крика; едва заметно для слуха шуршание бесконечного ремня, по которому стремится и течет золотая река.

Всех рабочих при элеваторе только 60 человек. Погрузка на пароход лентой 10000 пудов пшеницы происходит в течение 1 часа 40 мин. Эти 10000 пудов вмещает в себя каждое зернохранилище, которых всего 382. Можете себе представить, какая масса может содержаться в элеваторе зерна, и какое количество может быть погружено в короткое время, когда можно одновременно грузить четыре парохода лентой и четыре — вагонетками. Точно также быстро происходит погрузка из вагонов, в каждом из которых обыкновенно содержится пшеницы 750 пудов.

Плата за хранение хлеба в зернохранилище — 25 руб. в месяц. Зернохранилище представляет собой глубокий шестигранный колодезь, который содержится в чистоте и опрятности, колодезь, недоступный ни мышам, ни всяким другим охотникам поживиться зерном пшеницы или другими сортами зернового продукта.

Взвешивание на восьмом этаже производится посредством восьми огромных весов, быстро работающих, отмечая по 200 пудов. Конечно, такой грандиозный элеватор привлек в Новороссийск заграничный экспорт хлеба.

Общество Владикавказской железной дороги открыло кредит хлеботорговцам, который выразился в 1896 году весьма почтенной цифрой — 3242792 руб. 29 коп. Кредитом воспользовались 796 лиц, под залог 5357677 пудов зерна.

В 1901 году выдано под залог хлеба ссуд на сумму 3 823758 руб., причем, на долю землевладельцев пришлось 271095 руб., скупщикам — 405767 руб., комиссионерам — 1526703 руб. и экспортерам 1621192 руб.

Заграничные экспортные фирмы содержат в Новороссийске своих агентов, например: «Луи Дрейфус и К0», «Жозеф Блок», «Матиас Лауродо», «Фон Стюрмер и К0» и многие другие. Наш русский хлеб из Новороссийска вывозится действительно в огромном количестве во многие государства. В 1897 году было вывезено: в Голландию — 3869309 пудов, во Францию — 3595036 пудов, в Италию — 3118060 пудов, в Англию — 2502567 пудов, в Данию — 986724 пудов, в Грецию — 968287 пудов, в Германию — 644836 пудов, в Испанию — 501107 пудов, в Румынию — 184463 пудов, в Турцию — 182759 пудов, в Австро-Венгрию — 50869 пудов, в Бельгию — 24850 пудов и в Гибралтар — 841010 пудов, а всего 17477299 пудов.

Конечно, больше всего уходит за границу пшеницы, а именно, в 1897 году через Новороссийск отправлено: 10353962 пуда, затем следуют зерновые продукты (как хлебные, так и масляничные) в таком порядке: лен — 3573725 пудов, причем Австро- Венгрия экспортировала только один этот материал, ячмень — 1092245 (Голландия. Франция, Дания, Греция, Германия, Турция, Гибралтар), макуха — 1002732 пудов (Франция, Англия, Дания, Греция и Бельгия), кукуруза — 729672 пудов (Голландия, Франция, Англия, Греция и Испания), просо — 388584 пудов (Голландия, Франция, Англия, Греция, Германия, Испания, Румыния), горчица — 149488 пудов (Голландия, Франция, Англия), сурепа — 117299 пудов (Голландия, Франция, Англия, Дания, Бельгия и Гибралтар), рожь — 41113 пудов (Голландия и Греция), анис, гардан, рыжей — 16494 пудов (Голландия и Франция), суржа — 7957 пудов (Голландия), и меньше всего овса — 4040 пудов, который шел только во Францию.

Кроме хлеба — вывоз нефти тоже приспособлен Обществом Владикавказской дороги.