Рейтинг@Mail.ru

С. Васюков Край гордой красоты

С. Васюков Край гордой красоты 2018-04-05T14:13:27+00:00

Шоссе строилось, ремонтировалось и теперь еще продолжает ремонтироваться, можно сказать, капитально. Работа в 1891 году была спешная, притом — преследующая двойную цель: дать заработок голодным и построить дорогу.

Повторяю, что строили эту дорогу спешно, и потому шоссе будет требовать ремонта постоянного и почти капитального. Мне рассказывали о спешности этой постройка в то время, когда осуществление этого пути было настоятельной потребностью края. У рабочих, не было нужных приспособлений, говорят, что щебень носили в подолах, не было необходимых орудий, а о расчете нечего и говорить… Способ расчета был таком, что наживались темные лица в Новороссийске, которыми и теперь довольно богат молодей портовый город.

Рабочие, получив ассигновки на артель, бросали работы и шли в город за получкой денег… Им приходилось ждать, иногда довольно подолгу. Тогда то и предлагала свои услуги темные личности, темные и, вместе с тем, конечно, коммерческие. Ассигновки нетрудно было купить с выгодой у действительно голодного народа. И покупали, за тысячу платили 800, а то 700 рублей. Рабочие получали деньги, частью, разумеется, пропивали и шли снова работать. Шоссе велось, я говорю о направлении, в высшей степени странно: почему-то инженеры обходили старую черкесскую дорогу, которую и до сих пор местами, вследствие близости, предпочитают новому шоссе, и новый путь строили параллельно старому черкесскому.

В нынешнем году я ехал из Адлера в Сочи, не помню, кажется на 12 версте, извозчик свернул с шоссе ниже к морю и долгое время вез нас довольно хорошей, крепкой дорогой.

— Отчего ты свернул с шоссе? — спросил я.

— Там ремонт производят…

— А это какая дорога?..

— Старая черкесская…

— Прекрасная дорога, отличный путь и ближе к морю, красивее и дорога, по которой ремонта не производится и не производилось со времени выселения черкесов, но по которой ездят и по сие время в легких, рессорных экипажах.

Еще случай: как-то я был на кабаньей охоте. Мы шли просекой, заросшей, впрочем, «добре», как говорил мой товарищ, старый местный охотник. Нам встречались каменные мосты, тоже заросшие, едва видные…

— Это старая черкесская дорога на перевал (Михайловский), а вот пойдем влево, там старое шоссе…

— Какое старое шоссе?

— Построенное было инженерами да брошенное, потому что взяли другое направление.

— А не знаете почему?

Охотник засмеялся и махнул рукой.

— Какое же, по-вашему, из этих трех направлений лучшее и более крепкое?

— Разумеется, черкесское, до сих пор не завалившаяся дорога… Посмотрите на новое шоссе… Видели, какие обвалы… Какой дорогой и трудный ремонт!., ремонт ежегодный!

Так строилось «голодное шоссе», и еще до сих пор не достроено до Сухуми вполне.

Говорят о железной дороге, когда нет почтового сквозного сообщения по шоссе, которое официально на бумаге считается давно оконченным.

Я не говорю, благодаря горному твердому грунту, шоссе вышло прекрасным, езда, за исключением подъемов легкая, приятная, но какие экипажи, а главное лошади. Господи помилуй!

Почта сдается с торгов, причем полагается от почтового ведомства на каждую лошадь 338 руб. в год.

Вы помните извозчика, который рассказывал знаменитому мистеру Пиквику, когда последнего вез на вокзал, что лошадь его тогда только может ходить и бегать, когда она