Рейтинг@Mail.ru

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка 2018-04-05T13:35:38+00:00

По смерти Марии, за всеми издержками на ее воспитание, похороны и памятник, остался капитал в 2028 рублей, под официальным названием «капитала дочери полка Марии Дегужи-Нижегородской». Этот капитал имеет специальное назначение — выдачу ссуд офицерам своего полка.

В результате — имя Марии не умирает в полку, потому что наследие, оставленное ею, не умаляясь, переходит от старого поколения к новому, поддерживая в нем память об одном из лучших и симпатичнейших эпизодов внутренней, так сказать, духовной жизни полка.


В 90-х годах XIX в. исследователь антропологии казаков Н.В. Гильченко отмечал: «Вследствие недостатка русских женщин казаки брали себе жен у соседей туземцев… Эти

браки составляли в стародавнее время заурядное явление, и путем смешения образовался особый могучий тин гребенского казака,.. Поразительная физическая красота и крепость этого типа общеизвестна. В течение более чем 300- летней жизни среди различных кавказских племен проис-ходила постоянная метизация путем браков и путем вековой совместной жизни. Сплошь и рядом среди казаков часто попадается тип красавца горца»86.

Казаки,— подчеркивает Ф. А. Щербина,— поддерживали оживленные связи с горцами, и «чем отдаленнее было историческое время, тем прочнее были, по-видимому, эти связи. Русские князья женились на терских княжнах; а русская казачья вольница на Тереке и отчасти на Дону в первые времена своего существования буквально-таки добывала жен на Кавказе»87. «От смешения с горцами, во время пребывания (казаков — Х.С., И.С.) за Тереком, произошло чрезвычайно красивое племя. Особенно красотою отличаются гребенские казаки; в них поразительное соединение чистого черкесского типа с могучим сложением северной женщины. Станица Червленная, преимущественно перед другими, славится своими красавицами. Перероднившись с чеченцами, гребенские казаки сохранили во всей чистоте русский язык и старую веру, но усвоили костюм горцев и черты горского характера.

Особенности характера мужчин перешли и на женщин. Жена свободного черкеса, при всем деспотизме, царствовавшем в семейном быту, была мало похожа на угнетенную женщину племен восточного Кавказа, хотя бы, например Дагестана. Черкесская женщина также гордилась своим происхождением и отлично знала старшинство родов княжеских и дворянских — в этом сказывалось аристократическое устройство быта черкесских племен. По несколько жен имели только богатые. Про черкесских девушек можно сказать, что, кроме прославленной красоты, они отличались скромностью, тактом в обращении и редкою силою воли… Существует мнение, что через покупку черкешенок для турецких гаремов произошло улучшение турецкой расы». Кстати заметим, что на этот торг нельзя смотреть исключительно с нашей, европейской точки зрения. Тут не было продажи в рабство, и плата за черкешенку была тот же калым, платимый везде на востоке за невесту. Черкесские девушки не носили покрывала, и обращение их с молодыми людьми было совершенно непринужденно. Свадьбы, большею частью, составлялись по свободному выбору жениха и невесты. Из всего этого видно, что положение черкесской женщины было во многом не похоже на положение восточной рабыни, хотя власть главы семейства и была неограниченна88.

Весьма интересные сведения о посещении М. Ю. Лер-монтовым станицы Екатериноградской, что в Кабарде, где он бывал, находим мы в журнале «Отечественные записки» за 1843 год, где опубликована статья «Я.А-Е» «Заметки на пути из Москвы в Закавказский край».

Автор писал, что в станице поэт познакомился с кабар- динкой-женой полкового учителя, Верой Ивановной, в доме которой останавливались «все путешественники, начиная с главноуправляющего до последнего прапорщика…»