Рейтинг@Mail.ru

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка 2018-04-05T13:35:38+00:00

Не менее разнообразия представляют племена, населявшие южные склоны Кавказских гор, и отчасти еще и теперь их населяющие, хотя здесь эмиграция произвела сильное опустошение. Большею частью это племена черкесского происхождения, именно натухайцы на самой границе северо-западной части Кубанского Кавказа, потом шапсуги, на берегу Черного моря, а за ними следуют по порядку убыхи, зами и абхазы.

Из всех племен наибольшее внимание обращают на себя черкесы, чеченцы и отчасти лезгины. Первые замечательны своими войнами с русскими и еще более тем, что их женщины и девушки издавна считались самыми ослепительными красавицами во всем мире. Действительно черкесы отличаются от всех кавказцев своей воинственностью, пропорциональностью телосложения и другими физическими преимуществами. Замечательно, что везде, где этот народ смешивался с татарами, турками или казаками, влияние чер-кесской крови видимо облагораживало черты лица и осанку.

Внешние физические преимущества, отличающие черкесов, особенно выразились в их женщинах. Они славились издавна своею замечательною красотою; нужно ли нам присоединиться к общему хору и воскурить снова фимиам перед этим идеалом женской красоты? По большей части черкешенки невелики ростом и очень нежного сложения; они черноволосы, с блестящими, выразительными черными глазами; каждое их движение исполнено живости и неподражаемой грации. Цвет лица нежнее и белее, чем у других кавказских женщин и так как у них не везде в обычае закрывать лица, то путешественник чаще, чем он смел бы надеяться, может увидеть эти прелестные, изящные создания… Что касается до одежды черкешенок, то они в особенности любят голубой шелк, затканный золотом и серебром, точно так же украшенный пояс с золотой или серебряной пряжкой стягивает стан. Легкая шаль, большею частью светлого цвета, обматывается около головы в реле турбана или ниспадает грациозными складками на затылок и плечи. Если нужно закрыть лицо, то употребляют довольно прозрачное кисейное покрывало. Особенно очаровательно должна быть подобная красавица где-нибудь в живописной лесистой местности. Молодой черкес при такой встрече всегда знает, идет ли девушка, женщина или вдова, по цвету шаровар, которые у молодой девушки белого, у замужней красного, а у овдовевшей черкешенки голубого цвета. Остальная одежда у всех совершенно одинакова; только волосы девушки заплетены в косы, которые удерживаются назади находящеюся на их концах серебряной проволокою; у женщин же волосы падают распущенными на шею и плечи.

Но как ни прекрасна черкешенка, жизнь ее в семейном кругу очень печальна. Поэтому обыкновенное назначение ее украшать гарем какого-нибудь турецкого вельможи совсем не так жалко, как можно полагать. Мы еще воротимся к этому предмету, а теперь коснемся других сторон… Для черкеса жена ничто иное как служанка, которая всегда должна исполнять его волю; на ней лежат все домашние работы, а также забота о его вооружении. Эта жизнь, при всем внешнем блеске, в котором оба пола не отстают друг от друга, заставляет черкешенку проводить все время в жалкой мазанке, или в так называемом доме, состоящем из плетня, обмазанного глиной…

Обращение мужей с женами также далеко не рыцарское. Романтический элемент тотчас исчезает, как скоро красавица оставляет белые шаровары и надевает красные. Остаток старинных кавказских обычаев еще сохранился в «похищении невесты», которое происходит следующим образом…

Если молодой черкес хочет посвататься и сделал уже выбор, то он тайно уведомляет девушку, что похитит ее в тот или другой вечер… Такой обычай, имеющий, как мы сейчас увидим, свои особые неудобства… Аул, в котором находится невеста, всегда наготове воспрепятствовать похищению, поэтому для удачного исхода нужно много ловкости и хитрости. Когда жениху удается схватить невесту, он вскакивает с нею на седло и несется во всю прыть из аула… Отъехав на некоторое расстояние, похититель обязан выпустить весь запас патронов, чтобы дать знать о случившемся всем обитателям аула. Это производит сильное смятение: все способные носить оружие мужчины мчатся вслед за ним. Если его догонят, то происходит настоящая битва; от него отнимают оружие, лошадь и разумеется также и невесту, которая тогда для него навек потеряна. Если же он останется победителем в этой скачке, то запирает похищенную им девушку нарочно для нее устроенную комнату или хижину, но женится на ней не раньше, как уплатив отцу невесты известный калым (выкуп).