Рейтинг@Mail.ru

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка 2018-04-05T13:35:38+00:00

вадьба впрочем неинтересна и на ней повторяются те же обряды, как и на магометанских браках.

В заключение заметим, что коренные черкесы никогда не женятся на женщинах других племен; это и составляет главную причину неизменности их типа… Не менее строги обычаи черкесов в семейной жизни; нарушение супружеской верности страшно преследуется. Виновная в этом отношении жена продается, как рабыня, но прежде она должна возвратиться в родительский дом, что считается особенным бесчестием. Точно также поступают и с девушкой. Обольстителя подвергают смерти, та же участь ожидает и любовника…

Мы упоминали выше, что черкешенки, проданные в рабство, не особенно жалеют о своей участи. Подобно грузинкам, они считают это избавлением от невыносимо тяжелых условий своей жизни на родине, потому что их воображение постоянно занято честолюбивыми и властолю-бивыми планами, какие даже трудно осуществить в действительности. В мусульманском гареме черкешенка ценится очень высоко и кроме блестящей внешней обстановки пользуется по магометанскому закону, даже в качестве рабыни, такой свободой в сношениях со своим повелителем, какой нет у его законной супруги. Поэтому еще сомнительно, стоит ли поднимать вопрос об уничтожении рабства на мусульманском востоке, так как без рабынь немыслим внутренний быт магометанина…

Пока кавказцы вели свободные сношения с внешним миром по берегам Черного моря, торговля молодыми девушками была в полном ходу. Русские значительно воспрепятствовали этому злу, хотя прекрасный товар еще сбывался разными потаенными путями. Сама эмиграция не ослабила этого обычая, который вследствие своей давности, сделался уже чем-то вроде общественного учреждения, даже напротив беспрепятственное сношение с турецкими агентами значительно облегчило эту торговлю, несмотря на все декреты и постановления. Самые важнейшие чиновники, сделавшие уступку Западу относительно уничтожения невольничества, оказывались замешанными в делах покупки черкешенок и со своей точки зрения были отчасти правы. Так Баги-Ханым, жена одного из величайших и наиболее уважаемых государственных людей, Фуада паши, умершего в Ницце в 1869 году, принимала участие в продаже невольниц. Она была изобретательница знаменитой «волшебной рубашки», которая, по ее словам, сообщала надевшей ее черкешенке такую демоническую сверхъестественную прелесть, что покупатель послушно вынимал требуемую сумму, как бы не была она баснословно велика.

Торговля ведется обыкновенно следующим образом. Как скоро посланная девушка достигала Стамбула, центра торговли. она отправляется прямо в гарем покупателя. Так бывает, если товар исходит из первых рук, т. е. от агентов, которые по большей части черкесы, но иногда торговля совершается при участии высокопоставленных дам высшего турецкого общества. В последнем случае покупательница воспитывает девочку, учит ее игре на фортепиано и иностранным языкам, особенно французскому, а через несколько лет пускает в ход все рычаги, чтобы поместить ее в законные жены или продать какому-нибудь богачу-любителю… Случай к сближению найти легко, если только его ищешь. Обыкновенно собственница девушки посещает общественные увеселения или ездит с нею в открытом экипаже по самым оживленным улицам Стамбула. Прозрачная вуаль выставленной напоказ девушки нисколько не скрывает ее красоты. Многие из таких продавщиц нажили себе значительное состояние, и у одной из них Атидже-Ханым существовал даже особый лист с обозначением цены. Из него мы узнаем, например, что некая Джемалифа была продана Хамшею Паше за 1000 фунтов стерлингов; Аниферу купил на аукционе один египетский сановник за 750 фунт, стерлин.; Аяделиба досталась Рифат паше за 650 фунт.; Афитаба Махмеду паше из Туниса за 600 фунт, стерлингов; Френкису и Дильбер удалось продать за меньшие цены 170 и 190 фунт, стерл… Этот список относится к шестидесятым годам нашего столетия.