Рейтинг@Mail.ru

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка 2018-04-05T13:35:38+00:00

До выселения в Турцию черкесы в 1860 г. составляли 32 народа и самые многочисленные из них были: абадзехи, бжедуги, кабардинцы, нату хайцы, темиргоевцы, убыхи и шапсуги.

Сотни тысяч черкесов в разные времена вынуждены были покинуть Черноморское побережье Кавказа, покинуть свою историческую Родину, свои исконные земли и найти убежище в различных странах мира. Так образовалась черкесская диаспора (греч. diaspora — рассеяние) — пребывание большей части народа (этнической общности) вне страны его происхождения; черкесская диаспора была вызвана различными обстоятельствами; колониальной политикой русского царизма, отменой крепостного права в России, двуличной политикой Османской империи и Англии, религией, междоусобицей черкесских князей и действиями других определенных социально-исторических факторов.

В настоящее время черкесы (бжедуги, кабардинцы, убыхи, абадзехи, хатукаевцы, шапсуги) проживают в Египте, на Ближнем и Среднем востоке, в странах Запада — в 50 государствах и насчитывают более 3 млн. человек.

Черкесы живут в основном в Турции (3 млн.), Сирии (120 тыс.), Иордании (80 тыс.), Египте (52 тыс.), ФРГ (35 тыс.), США (20 тыс.), Ираке (15 тыс.), Ливии (14 тыс.), Мадагаскаре (8 тыс.), Югославии (б тыс.), Израиле (5 тыс.), Иране (5 тыс.), Болгарии (3 тыс.), Японии (2 тыс.), Албании (1 тыс.), Ливане (1 тыс.), Голландии (1 тыс.), Австралии (1 тыс.), Саудовской Аравии (500 чел.).

Черкесы в небольшом количестве проживают во Франции, Марокко, Тунисе, Кувейте, Судане, Вьетнаме, Йемене, Афганистане, Англии, Канаде, Италии, Греции (на границе с Турцией), Польше, Румынии, Сингапуре, Ватикане, Кипре.

Отдельные семьи черкесов живут в Мексике, Китае, Корее, Чехословакии, Финляндии, Танзании, Эфиопии, Бразилии, Швеции, Нов. Зеландии (ушли из Югославии, Сирии, Иордании), на Гавайских островах.

Формально черкесы как граждане этих государств имеют равные права с представителями основных наций (турками, арабами, немцами, американцами). Однако их по существу не признают в качестве отдельного народа, имеющего права на создание собственного национально-территориального образования даже в рамках этих стран. Несмотря на это, черкесы сохраняют свою национальную самобытность, культуру, обычаи и традиции.

В 1702 г. Клаус Пфефферкопф писал: «Адыги — стройный и красивый народ, особенно хороши женщины». Султан Хан-Гирей отмечал; «Черкесия блистала красавицами, как небо звездами в ясную ночь».

Предлагаемая читателю книга посвящена прекрасному и трагическому образу черкешенки и является своеобразным гимном женской красоте.

Кто только не писал о дивной красоте черкешенок: путешественники и ученые, географы и историки, этнографы и языковеды, военные и гражданские, писатели и поэты, художники и скульпторы, дипломаты и разведчики, отечественные и зарубежные исследователи, арабы и итальянцы, немцы и французы, поляки и англичане, турки и персы, славяне и евреи, адыги и грузины и др. «Ни один уголок нашего отечества не имеет столь обширной литературы, по всем отраслям знаний, какую имеет Кавказ, но за то все это разбросано отдельными статьями, по различным газетам и журналам, и не представляет ничего целого», но они служат незаменимым источником по разрабатываемой проблеме, которым до сих пор еще никто не воспользовался. Настоящие материалы книги своими богатыми историческими и этнографическими сведениями как нам кажется, помогут наиболее полно воссоздать условия жизни адыгов (черкесов) в прошлом. Более того, большая литература, написанная на иностранных (арабском, турецком, персидском, английском, польском, немецком, итальянском, французском и т. д.) языках недоступна для широкого читателя. Многие специалисты касаются проблемы черкешенок вскользь, мимоходом, материалы о них разрешены и фрагментарны, нет полного и ясного определенного образа, поэтому «остался несозданным общий портрет» черкешенки. Поэтому нам хотелось бы создать портрет черкешенки, какою она предстает перед всеми, кто интересуется широко историей и культурой адыгов (черкесов). Учитывая, что нельзя объять необъятную литературу о черкешенке, авторы ограничились в основном литературой на русском языке. Несмотря на то, что, во-первых, они по большей части уже опубликованы, но изданы в дореволюционных газетах, журналах, книгах, и многие из них стали библиографической редкостью и неизвестны широкому читателю, во-вторых, нет ни одного монографического исследования, посвященного черкешенке5,— все это побудило авторов собрать и систематизировать литературу о ней.

В книге даются отрывки из научно-популярной и художественной литературы зарубежных, русских и советских исследователей, и авторы в основном старались по мере возможности придерживаться хронологического порядка в расположении материала.