Рейтинг@Mail.ru

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка 2018-04-05T13:35:38+00:00

Когда меня ввели в комнату, жена и дочь хозяина, сидевшие на маленьком диване в углу комнаты, встали, чтобы встретить нас; вновь занять свои места они смогли лишь после того, как я, совершив насилие над моими европейскими понятиями о convenance, приличии, сел первым. К тому же я вскоре заметил, что обычай приветствовать гостей вставанием не был предназначен только мне; так же как и при нашем появлении, женщины должны были повторять ту же церемонию при появлении любого другого существа с бородой вне зависимости от его возраста и положения: это знак уважения, который все черкесские женщины обязаны отдавать любому, пусть даже самому заурядному работнику в их хозяйстве лишь в силу того, что тот является созданием господним; не могут они также никоим образом сидеть в его присутствии, пока его благоволение на сей счет не будет сообщено.

Дочь, Хафиза, оказалась живой хорошенькой девчушкой лет шестнадцати-семнадцати, казавшейся застенчивой, что естественно для первой встречи, но ни в коей мере не дурного нрава; действительно, у нее не было для этого причин, поскольку она была как я думаю, убеждена в том, что ни одна другая девушка в округе не могла рассчитывать на большее внимание, или на большую цену, чем она; короче говоря, хотя она была далека от beau ideal, прекрасного идеала, каким мы себе представляем неземную красоту, она, тем не менее, по понятиям этой страны вполне могла быть причислена к черкесским красавицам. У нее были правильные и милые черты лица, голубые глаза и прекрасный цвет лица; светло-каштановые волосы были заплетены во множество косичек, падавших ей на плечи из-под шапочки алого цвета, отделанной перекрещивающимися широкими серебряными полосками; эта шапочка несколько напоминает албанскую ермолку.

Она была высокого роста и хорошо сложена, хотя несколько худовата и держалась, как и все черкесы, мужчины и женщины, очень прямо. Что касается женщин, то вследствие того, что с раннего детства они носят (корсет? — пропуск в тексте.— Прим, перев.), тесно сжимающий их бюст, их фигура в какой-то мере теряет изящество из-за того, что спереди и сзади становится излишне выпуклой, а их осанка делается напряженной, особенно при ходьбе.

Черкешенки в изображении европейских авторов (18-19 вв.)

Черкешенки в изображении европейских авторов (18-19 вв.)

Черкешенка (Британский музей, 1750)

Черкешенка (Британский музей, 1750)

Черкешенка — худ. Г. Гагарин (сер. 19 в.)

Черкешенка — худ. Г. Гагарин (сер. 19 в.)

Памятник Марии Темрюковне — жене Ивана Грозного (16 в.) в Нальчике

Памятник Марии Темрюковне — жене Ивана Грозного (16 в.) в Нальчике

Черкешенки в изображениях европейских авторов (18-19 вв.)

Черкешенки в изображениях европейских авторов (18-19 вв.)

В. А. Черкасская — жена графа Шереметева (сер. 19 в.).

В. А. Черкасская — жена графа Шереметева (сер. 19 в.).

Шарлотта-Аиссе (Айше) — автор «Писем к госпоже Каландрини» (Франция, нач. 18 в.).

Шарлотта-Аиссе (Айше) — автор «Писем к госпоже Каландрини» (Франция, нач. 18 в.).

Черкешенки, Сев. Кавказ, нач. 20 в.

Черкешенки, Сев. Кавказ, нач. 20 в.


 

 

Княжна Атажукина (Кабарда, 1900 г.).

Княжна Атажукина (Кабарда, 1900 г.).

Биржева Эмма — студентка Майкопского педагогического училища (Адыгея, 1950 г)

Биржева Эмма — студентка Майкопского педагогического училища (Адыгея, 1950 г)

Групповой портрет (сев. Кавказ, нач. 20в.)

Групповой портрет (сев. Кавказ, нач. 20в.)

Египетская черкешенка (1884).

Египетская черкешенка (1884).


 

Ее костюм, как и у всех черкесских девушек, состоял из тапочки из алой ткани, которую я уже описал, рубашки из голубого шелка с рядом серебряных кнопок спереди, кушака, застегнутого очень низко большими серебряными застежками в форме раковин, пониже передника из полосатого шелка виднелись турецкие шальвары; из них выглядывала пара белых нежных ножек, которые по принятой моде в помещении оставались босыми, при выходе же из дома на них надевались разукрашенные деревянные сандалии или шлепанцы из сафьяна.