Рейтинг@Mail.ru

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка 2018-04-05T13:35:38+00:00

Потеря невинности девушкою считалась не преступлением, а несчастием. Черкесы всю вину относили на соблазнителя, которого ожидала непременная смерть, если только он не мог или не хотел жениться на соблазненной им девушке. Такой человек лишался прав на гостеприимство; ему не было пощады. Чтобы спасти свою жизнь, обольстителю оставалось одно средство: оставить аул свой и бежать к соседям или в какое-либо отдаленное селение.

Нарушение супружеской верности замужнею женщиной считалось тяжким преступлением, которое влекло за собою нередко смерть женщины, а иногда и рабство. Участника в подобном преступлении также убивали. Казнить преступную жену предоставлялось самому мужу. В прежнее время, он обрезал жене кончик носа и выгонял из дома. В этом отношении, виды наказания женщины были чрезвычайно разнообразны и вполне предоставлены своеволию мужа. Он имел право убить преступную жену, не навлекая на себя кровомщения и не делаясь ответственным перед ее родственниками. Он мог просто развестись с женою, не подвергая ее наказанию. Разводы допускались у черкесов и обыкновенно исполнялись отсылкою жены к ее родственникам и требованием возврата калыма. Развод, впрочем, требовал фактического доказательства виновности женщины. Муж, не доказавший виновности своей жены, терял право получить обратно весь калым: он мог требовать только одну половину его и лишался права требовать другую. Сверх того, муж, не доказавший виновности своей жены, подвергался кровомщению ее родственников. Если жена сама бросала мужа и, возвратившись в родительский дом, отказывалась жить с ним, то калым возвращался мужу сполна. Все затруднения, сопряженные с разводом, делали то, что мужья, как неограниченные властелины своих жен, чаще всего продавали их, вместе с незаконорожденными детьми, туркам. Так поступали и родители с девушками, впавшими в прелюбодеяние, с той целью, чтобы как-нибудь предать забвению позор, падавший на родных, а более потому, что для таких женщин, и в особенности девушек, не было уже возможности выйти замуж в своем крае76.


Большие черные глаза ее с длинными ресницами и тонкими дугообразными бровями обвораживали каждого, кто имел несчастье встретиться с ними; улыбка розовых губ открывала перламутровые зубы; белизна лица и шеи спорили с белизною покрывала.


Обычай аталычества способствовал примирению и сближению между собою разноплеменных горских семейств. Кроме того, при таком способе воспитания дети приучались

говорить на чужих наречиях, что, при существовавшем разноязычии, для них бывало весьма полезно впоследствии.

По брачным союзам, в отношении прав новорожденного, у черкесов существовал странный обычай: в одном случае предоставлялось женщине больше преимуществ, а в другом — мужчине. Так, рожденный от холопа и свободной женщины делался свободным; от брака унаута с женщиной из сословия пшитлей дети получали права последних, а между тем, рожденный от князя и женщины не княжеского происхождения не считался князем и как мы видели, дети подобных браков носили название тума.

По обычаю, унаутка не имела права вступать в брак, но ей предоставлено было право иметь временно мужа из унаутов же. Отсутствие законных браков между рабами сделало половые отношения чрезвычайно свободными. Владельцы сами способствовали незаконному сближению унаутов между собой, видя в этом прямую свою выгоду: они получали плату от мужчин за право сближения с унауткой; родившиеся от таких сближений дети, составляли собственность владельца, могли быть с выгодой проданы туркам или обращаемы в родовых холопов. Иногда владелец сам делал честь унаутке и приживал с ней детей, которые поступали в сословие унаутов. Раба не имела права отказаться от сожительства с своим господином и изнасилование такой женщины не осуждалось обычаем.