Рейтинг@Mail.ru

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка 2018-04-05T13:35:38+00:00

А теперь сравним это с описанием адыгской (черкесской) княжны природного черкеса Султана Хан-Гирея: «Она была прекраснейшее создание… Но я не могу описать систематически ее прелести, и по весьма основательной причине: ее современники не имели и понятия о живописи, следовательно, кисть художника не оставила потомству ее портрета, а в песнях своих, диких пламенных песнях, в порыве вдохновения, называли они княжну бесподобной, почти богиней… Увлеченный примером потомков гордого поколения, героиню чистосердечного моего творения представляю я себе высокого роста, с талией чрезвычайно стройной, с нежной белизной тела, с роскошной грудью и шеей, с маленькими ножками, с прекрасными полными ручками, с каштановыми волосами, с глазами, голубыми как небо, полными небесного огня и жизни, то есть с такими глазами, в которых любовь дышит очарованием, таятся высокие нежные чувства кротости и взгляд которых проникает вас до глубины сердца, оставляя в душе вашей непостижимую, приятную тревогу… С улыбкой, неуловимой на прекрасных розовых устах, представляю я себе знаменитую красавицу. Однако же при всей своей очаровательности она, как говорит предание, казалась недоступной, гордой, созданной повелевать, а не повиноваться!..»36

С народами Кавказа русских связывали не одни бранные подвиги, но и брачные союзы русских князей, так как родиной жен некоторых из них был Кавказ. Так сын Владимира Мономаха Ярополк, посланный в 1116 году отцом на Половецкую землю, привел с собою «ясы и жену полони себе ясыню» — Елену-девицу чрезвычайной красоты, дочь Ясского или Стенского князя Сварна37. Всеволод Георгиевич, брат Андрея Боголюбского, имел жену ясыню Марию, сестра которой была с 1182 г. за Мстиславом, сыном Святослава великого князя Киевского, Изяслав Мстиславович в 1154 году женился на царской дочери «из Обезь»38.

Кабарда в середине XVI — начале XVII вв. представляла собой сильное феодальное объединение. Установление тесных контактов с Русью путем брачного союза Ивана Грозного с дочерью кабардинского князя Темрюка Гуашэней (при крещении Мария Темрюковна)39, совместных выступлений против крымского хана, вхождение Кабарды в состав «Земли Русской» свидетельствуют о большом авторитете адыгских (черкесских) князей; калмыцкие владельцы вступали в брак с представительницами многих народов. Например, калмыцкий Акжа-хан был женат на кабардинке Абай-хан, родной сестре кабардинского князя Каспулата Муцаловича Черкасского; Дондок-Омбо — на кабардинке Хатокшоковой Джане40, астраханский царевич Ямгурчей в 1551 году был женат на черкешенке41.

Широкое распространение получают родственные связи между кабардинцами, осетинами и народами Дагестана, заключавшими внутрисословные брачные союзы; династические браки были результатом политических расчетов и государственной ориентации. Документально связи феодалов соседних народов прослеживаются с XVI в. С этого же времени адыгские князья и уорки вступают в брачные связи с аристократическими кланами Грузии, Дагестана, Крыма, Ногайской Орды и др.42 В генеалогических преданиях осетин и адыгов нередко сообщается о взаимных браках представителей правящих слоев. Это же подтверждают и родословные росписи.

В 12 родословных, взятых выборочно, из 58 браков XV—XVIII вв. в 32 случаях супругами алдаров и баделятов значатся дочери адыгских князей и уорков43. В XVII в. 75% браков баделятов приходилось на феодалов Кабарды; в XVIII в. — 46,6%; в первой половине XIX в. — 7,7%. Статистика указывает на различную прочность отношений алдаров и баделятов с адыгскими феодалами. «Баделяты, как люди ловкие, старались сблизиться с кабардинцами: брали на воспитание княжеских детей, т. е, делались аталыками князей; женились на дочерях княжеских первостепенных узденей и выдавали за них своих дочерей»44. К этому времени уже сформировалось правило, по которому горские феодалы вступали в брак только с равными себе45. По свидетельству кабардинских феодалов Магомета Атажукина и Адильгирея Гиляксанова (1743 г.), дигорцы «с Малой Кабардой постоянно имеют мир… и взаимно между собой женятся дюгоры и сырдюгоры на кабардинках, а кабардинцы — на их дочерях46. Князь Таусултанов наказывал сыновьям отдать Фатиму (Гуэщэнэ) за достойного: «Первое право сватать дадите кабардинским князьям, второе — дигорским алдарам…»47