Рейтинг@Mail.ru

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка 2018-04-05T13:35:38+00:00

Недолго длилась схватка между обоими джигитами и их кунаками. Скоро перерезали друг друга кунаки: другие, лишившись коней, бились пешими, катались по земле, душили один другого голыми руками, грызли зубами и, сцепившись, умирали в страшных мучениях. Их били копытами брошенные кони, топтали ногами уцелевшие джигиты. Дольше длился поединок Алибея и Двалибея. Не только сами они рубились саблями и кинжалами, но и кони их, вцепившись зубами в гривы, старались свалить один другого наземь или столкнуть в пропасть. В конце концов Двалибей оттеснил своего врага к пропасти. Конь Алибея повис на передних ногах. Двалибей вонзил ему в грудь кинжал, ко в это мгновение Алибей саблей снес Двалибею голову… и оба бывших кунака-джигита с конями своими, цепляясь за камни и выступы скал, скатились в пропасть.

Когда гяуры вступили в аул Малка, они нашли там только плачущих женщин, детей и стариков. Все молодые мужчины, родственники Алибея и Двалибея, кунаки и уздени истребили друг друга кровной местью.

Еще долго лилась кровь кавказских народов и племен из-за кровной мести, но в ауле Малка уже некому было погибать…

Миновали годы, и пришла новая пора для всех народов и племен Кавказа. Принесла ее Великая Октябрьская социалистическая революция» провозгласившая и в горах Кавказа свободу и равенство. И с той поры исчезла среди кавказских народов кровная месть, прекратились междоусобицы из-за племенной вражды или из-за религиозного фанатизма, и человек перестал угнетать человека.

Прошли и забылись времена деспотов и притеснителей кавказских народов и племен. Ныне никто уже не объявляет газавата, никто никого не называет неверными, гяурами и нечистыми. Навеки исчез страшный предрассудок кровной мести. И только на высоте Бермамыт, где некогда истребили друг друга родичи из двух семей, и сегодня еще стоит одинокая скала, издали похожая на изваяние двух сцепившихся всадников, одетых в бурки. Скалу эту горцы называют «скалой кровной мести». Ее посещают туристы, на ней отдыхают охотники, а старики-горцы рассказывают молодым о страшных жертвах, которые породил у кавказских народов и племен отвратительный обычай кровной мести. И еще рассказывают они, что каждую ночь слышно, как в пропасти рубятся два джигита, два бывших кунака Алибей и Двалибей.


Свои лучшие произведения и поэтические строки посвящали черкешенке писатели, поэты, декабристы, сосланные на Кавказ: Пушкин, Лермонтов, Огарев, Нарышкин, Глинка и многие другие.

А. С. Пушкин был на Кавказе в 1820 и 1829 гг. Первое знакомство с Кавказом длилось около двух месяцев. В эти два месяца Пушкин создает эпилог к «Руслану и Людмиле» (в этом произведении мы встречаем первое упоминание о Кавказе) и работает над поэмой «Кавказский пленник», имевшей непосредственное отношение к Кабарде. В черновиках поэмы, например, несколько раз упоминается Кабарда: «В глухих долинах Кабарды», «В ущельях дикой Кабарды» и т. д.

Здесь был создан русским поэтом возвышенный и благородный романтический образ черкешенки, жертвующей самым дорогим, что есть у человека — жизнью ради великой всепобеждающей светлой любви, ради свободы и счастья русского, ею любимого. Весьма примечательно и характерно, что главным героем поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник» оказывается фактически не русский пленник, а спасающая его черкешенка; именно она отважилась на смелый поступок, с ней связан порыв к свободе, к заветной вольности77.