Рейтинг@Mail.ru

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка 2018-04-05T13:35:38+00:00

В. Г. БЕЛИНСКИЙ

Собр. соч. в 9-ти томах, том 9. М., 1982 г., 44 с.

В письме М. А. Бакунину от 28 июня 1837 г. из Пятигорска он сообщал: Черкесов вижу много, но черкешенки — увы! — еще ни одной не видел. Черкесы ужасно похожи на татар, но это, может быть, потому, что они татары и есть (какая глубокая физиологическая догадка — сообщи ее Венелину: он напишет об этом огромную книгу). Вообще черкесы довольно благообразны, но главное их достоинство — стройность. Ох, черкешенки!.. Чтоб видеть их, надо ехать в аул, верст за 30, а это мне не очень нравится: погода кавказская в непостоянстве не уступает московской, прекрасное утро здесь не есть ручательство за прекрасный день — можно простудиться. К тому же я питаю к черкесам такую же антипатию, какую к черкешенкам — симпатию. Черкес, плен и мучительное рабство — для меня синонимы. Эти господа имеют дурную привычку мучить своих пленников и нагайками сообщать красноречие и убедительность их письмам для разжалобления родственников и поощрения их к скорейшему и богатейшему выкупу. Черт с ними! Это уж хуже господ офицеров. А все-таки хочется посмотреть чернооких черкешенок!


Н. ДАНИЛЕВСКИЙ

Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. — М., 1846 г.» 192 с.

Но красота женского пола, издавна прославляемая, в полной мере заслуживает приписываемую ей похвалу83. Кто хочет в наше время иметь понятие об изяществе красоты, кто хочет видеть воплощенный идеал красоты классической, тот должен видеть Черкешенку.— Живые, полные огня, черные глаза; Греческое очертание; очаровательная белизна лица, оттененная живым румянцем; носик несколько продолговатый, но без горбины; ротик со свежеалыми губками; темнорусые волосы, разбросанные по плечам; полная высокая грудь; стройный стан; маленькие ножки — вот очерк красавицы гор!.. Без сомнения, не все достигают сего образца Черкесских красавиц в изящном виде; но большая часть действительно отличается красотой пред прочими горскими племенами. Поэтому-то восточные народы тщеславятся тем, чтобы иметь в числе жен или наложниц Черкешенку, и покупают их за дорогую цену для пополнения гаремов султанских, шахских, ханских и прочих знатных особ во всей Азии.— Но жаль, что природа, щедро наградив картинную наружность прелестных Черкешенок очаровательною привлекательностью, лишила их совершенства нравственного: они вообще злы, вспыльчивы, ревнивы, мстительны и готовы на все крайности; впрочем такому характеру причиною служат необразованность, слабое воспитание и рабственное состояние женского пола у всех Горских народов.


Н. Я. ДАНИЛЕВСКИЙ

Кавказ и его горские жители в нынешнем положении — М., 1851 г.

Н. Я. Данилевский, характеризуя облик черкешенки, отмечал, что «подражанию стройности стана черкешенок и вообще горских девиц много способствует простая умеренная пища и частое движение на открытом воздухе.

Воспитание девушек не заключает в себе ничего примечательного. Всякая мать, какого бы рода ни была, ока, отдает, по рождении, дочь свою в чужие руки на воспитание.— Новая мать или воспитательница содержит ее в строгом повиновении.— Во время воспитания, таким девушкам не позволяют ни с кем, кроме родственников, вступать в разговоры; однако же не прячут их от посторонних и не запрещают из учтивости сказать несколько слов, стоя впрочем боком и не глядя в глаза.— До 7-летнего возраста, а иногда на десятом году для сбережения стройности стана девиц (особенно княжеских или дворянского рода), верхнюю часть их тела, от бедер до груди, обтягивают плотно лайкою или сырою кожею и крепко зашивают. В таком положении девица остается до первой ночи брака, в которую жених искусно разрезывает шнуровку эту кинжалом.— От чего же и девицы низшего рода или крестьянские бывают также стройны, хотя не носят описанной шнуровки?.. На это можно ответить только то, что к поддержанию стройности стана Черкешенок и вообще Горских девиц много способствуют простая умеренная пища и частое движение на открытом воздухе.— Возрастая, девушки обучаются вышивать золотом, серебром и шелком, плесть тесемки и шить платья. Одежда не различает девиц от замужних, а только головной убор, состоящий из шапки (ими и по замужестве носимой), которая отцом новобрачного снимается по рождении первого младенца.