Рейтинг@Mail.ru

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка

Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка 2018-04-05T13:35:38+00:00

Эмиддио Дортелли Д’Асколли писал в начале XVII в.: «Благородный чиркас роднится лишь с благородным и равным себе лицом, тщательно избегая уронить свое звание; касательно чести чиркасы щепетильнее итальянцев»48.

Северная Кумыкия придерживалась мирных сношений с Кабардой. Кумыки и кабардинцы, имея общую границу, постоянно общались между собою. Имели значение и брачные узы северокумыкских феодалов с кабардинскими феодалами49. В Тарковском шамхальстве и других дагестанских владениях находились дочери, родственницы и соплеменницы малокабардинского князя Шолоха. На кабардинке из рода Анзоровых был женат тарковский шамхал Чополау. От этого брака родился Султан-Махмуд. По преданию, народный герой кабардинцев Каншоубий выдал свою младшую дочь Каз за владетельного кумыкского князя, что способствовало укреплению отношений с казикумухами. Многие крепостные крестьянки кабардинских владельцев Мударовых вышли замуж за кумыкских крестьян50.

Известно еще, что в 70-х годах XVI в. имеретинский царь Георгий, мегрельский и гурийский владетели были женаты на трех сестрах — кабардинских княжнах, а в 30-х годах ХУП в. мегрельский владетель Леван II Дадиани женил своего сына на дочери кабардинского правителя Алегуко Шогенукова.

Картлийский царь Вахтанг VI (первая половина XVIII в.) был женат на дочери малокабардинского князя Таусултанова. В Грузии ее называли «солнцеподобно сияющей царицей Русудан»51. Династические браки положили начало грузинским княжеским фамилиям адыгского (черкесского) происхождения — Лекишвили, Черкезишвили, Черкезия, Кашакишвили, Бараташвили, Ингороква (Инджороква) и др.

Крымские ханы женились на дочерях черкесских князей. «По причине такого породимства особым расположением Крымских ханов пользовалось Черкесское племя Бесленей, самое имя объясняется тем, что это племя специально занималось воспитанием детей Гирейского рода. У Крымских ханов даже бывали из этого племени жены, игравшие большую роль в политических делах ханства (выделено нами — X. С, И. С). Такова была мать Джаны-бек Гирея»52.

Представители русского реакционного романтизма старались всячески оправдать войну против горцев и те бесчеловечные методы, которые применялись царскими войсками. Отсюда идет их тенденциозность в описании характера местных жителей Кавказа как людей чрезвычайно жестоких и мстительных, чуждых гуманизма. «Девушки и женщины горских племен в описании писателей-реакционеров предстают как существа непривлекательные и неопрятные»55. С. И. Ивановский утверждал, что черкешенки а прошлом находились в унизительном положении: «Встает хозяйка раньше всех, раздувает очаг и готовит мужу завтрак. Сама она ест после всех, те остатки, которые собирает от завтрака». Вряд ли с таким утверждением согласится хоть один адыг (черкес) и считать это безусловным свидетельством приниженности черкесской женщины. Но лучше сошлемся на высказывание Жоржа Сименона, который писал: «Все ли знают, что в некоторых деревнях, в Провансе, например, в крестьянских семьях, строже других блюдущих обычаи, мать семейства до сих пор стоя прислуживает за стадом мужу и сыновьям и ест сама, лишь когда те закончили трапезу?.. Не думаю, что женщина, верная этой традиции, чувствует себя порабощенной. Я скорее склонен предположить, что она гордится своей ролью, ибо ей ведомо, что, в сущности, ее роль — главн а я»54 Можно привести слова Ф. Энгельса, который писал по этому поводу: «Разделение труда между обоими полами обусловливается не положением женщины в обществе, а совсем другими причинами. Народы, у которых женщины должны работать гораздо больше, чем им полагается по нашим представлениям, часто питают к женщинам гораздо больше подлинного уважения, чем наши европейцы. Дама эпохи цивилизации, окруженная кажущимся почтением и чуждая всякому действительному труду, занимает бесконечно более низкое общественное положение, чем выполняющая тяжелый труд женщина эпохи варварства…»55