Рейтинг@Mail.ru

Тэбу де Мариньи. Поездки в Черкесию.

Тэбу де Мариньи. Поездки в Черкесию. 2018-04-05T14:04:35+00:00

Клапрот был первым, кто дал более или менее полное представление о топографии бассейна Кубани. Особенно хорошо он изучил Кабарду и населявшие ее племена. Глава, которую он посвятил черкесам (кабардинцам), подводит системный итог тому, что о них рассказали его предшественники, и добавляет важные новые детали. Следуя Палласу, Клапрот дает краткое описание черкесских племен, живущих к югу от Кубани, и последовательно рассматривает бесленейцев, мукошцев, темиргоевцев, бжедугов, шапсугов и т. д. В описании абазов он повторяет то, что уже сказали о них Гюльденштедт и Паллас. Единственное замечание, которое Клапрот при этом делает, заключается в том, что он приписывает абазам черкесское происхождение, мотивируя это тем, что они говорят на искаженном диалекте адыгского языка.

Взятие Анапы русскими в 1807 году и пятилетнее владение ею предоставили возможность установить тесные торговые отношения с черкесами. Русское правительство, горячо желавшее расширения и укрепления этих связей, сделало все возможное, чтобы способствовать созданию торгового предприятия генуэзца Скасси в Пшате. В 1817 году Скасси привлек к своим планам француза Тэбу де Мариньи. Последний на свои деньги построил шхуну. Уже в 1813 году он совершил поездку в Анапу, оставившую у него острое желание получше узнать этот край. Вот почему Т. де Мариньи с готовностью примкнул к намерениям Скасси посетить Кавказ и даже был назначен руководителем новой экспедиции. Тэбу де Мариньи опубликовал описание этой поездки, составляющее где-то сотню страниц.

Выехав из порта Керчь 29 апреля 1818 года, экспедиция стала на якорь 15 мая в заливе Пшат. После одиннадцатидневной остановки в Геленджике, Тэбу де Мариньи 8 дней пробыл в Пшате, покинув его 23 мая, чтобы возвратиться в Крым, куда вновь прибыл месяц спустя, чтобы вновь оставить побережье 16 июля через 13 дней отдыха. Тэбу де Мариньи лично посетил 2 пункта на побережье — Геленджик и Пшат. Именно эти 2 местности и получили свое обстоятельное и детальное описание в книге Тэбу де Мариньи. Месячное пребывание в этих прибрежных местах позволило Тэбу де Мариньи обрести сведения, полные интереса и достоверности, о нравах, обычаях и внутренней жизни черкесов. Если Т. де Мариньи и не был первым европейцем, посетившим прибрежную часть Черкесии, он тем не менее был первым, кто оставил основанное на личных наблюдениях письменное описание этой части Черкесии. Он лучше, чем кто-либо до него, рассказывает о своеобразной системе воспитания черкесов, о народных собраниях, одновременно политических и судебных, на которых обсуждаются и принимаются решения по частным и общим вопросам.

Эти собрания и дискуссии на них в глазах европейца представляли собой явление весьма для него любопытное прежде всего в плане их демократичности. Т. де Мариньи описывает многие обычаи, религиозные обряды черкесов, их жилища, домашние заботы мужчин и женщин. Попытка установления дружеских отношений, основанных на торговле с воинственными адыгами, не имела для Т. де Мариньи успеха и, будучи тем обескураженным, он подал в отставку. Но после этой, касательно политики и торговли, безуспешной экспедиции для нас осталась, по крайней мере, прекрасная книга, которой мы обязаны перу этого французского путешественника. Кроме этого описания своего путешествия Т. де Мариньи позже опубликовал в Одессе навигационное описание Черного моря.