Рейтинг@Mail.ru

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков 2018-04-05T12:25:44+00:00

В современной византинистике эта проблема стоит с наименьшей остротой: она не является аксиоматичной, для доказательства античного «содержания» византийской цивилизации применяются статистические выкладки, скрупулезный анализ по клеточкам составных элементов византийской культуры» используются результаты текстологических сопоставлений, все факты рассматриваются с логической строгостью без аксиологизма XIX столетия. Так, немецкий византинист Гюнтер Вейс, рассекая византийско-е общество на анализируемые составные единицы, определяет качественную неизменяемость византийской общественной структуры, сохранение в ней принципиальных античных моделей.

Если обратиться к византийскому историописанию, то и в этой области можно встретиться с подобными выводами. Шведская исследовательница Анитра Гадолин, сравнивая принципы историографического творчества в Византии XI в. (с опорой преимущественно на Михаила Пселла) с античными, получает вывод о фактическом тождестве средств и методов у историков классической Византии и античной древности. Более того, утверждается, что вся система общественных ценностей не претерпела изменений со времени античной Греции, что критерии полутора-тысячелетней давности применялись как шаблон византийскими авторами без существенной трансформации.

Но если антиисториэм данного исследования очевиден (автор фактически исключает из поля своего внимания V—X вв. византийской истории, оценивая этот период как бесследные в истории культуры «темные века». Таким образом, не толь-ко декларируется отказ от изучения эволюции исторического процесса, но исследовательской задачей оказывается… механическое сопоставление изолированных фактов), то Клаус Вессель внешне дает картину развития. Византийская культура в этом прекрасно иллюстрированном компендиуме — не просто монолитная глыба, не бессистемный каталог памятников: автором дается классификация, устанавливаются и хронологические вехи тысячелетнего пути цивилизации. Но, как справедливо отмечалось рецензентами, периодизация в данном случае как раз приводится с целью доказать принципиальную внутреннюю неизменность феноменов византийской культуры всех обозначенных периодов. 

Памятники средневековой литературы также оцениваются по степени близости античным прототипам и образцам. Не случайно в недавней книге А. Тойнби отметил основную бытующую ассоциацию в связи с византийской культурой — это понятие консерватизма.

Такой взгляд нельзя считать просто недоразумением. Обратимся к византийским историческим текстам и увидим, что византийская история в глазах самих византийцев — это не что иное, как история римлян. О римлянах — «Rwpaioi» — писали Полибий, Диодор Сицилийский или Плутарх; тем же именем называют себя и своих современников Феофан и Михаил Пселл, Иоанн Скилица и Никита Хониат, Георгий Пахимер и Иоанн Кантакузин, утверждая идею политической преемственности с Древним Римом. Лаоник Халкокондил называет византийско-го императора и православного патриарха «василевсом эллинов» и «эллинским архиереем», словно рассказ идет об эллинистической древности. Для Вриенния или Зонары Адрианополь остается древней Орестиадой, Федор Скутариот вспоминает старинное название реки Вардар — Аксиос, легендарный Вавилон олицетворяет у Пселла современный ему Багдад. Архаизация употребляемой этно- и топонимики — элемент системы словоупотребления византийских историков. В XII в. н. э. византийские историки, характеризуя этно-географический облик Причерноморья, пишут о гелонах, агафирсах, аримаспах и иссидах. Этногеографическая картина мира Геродота, Посидония или Страбона как бы реактуализируется на страницах византийских хроник.

Не только этническая, но и социально-политическая терминология античной эпохи оживает у византийских историков. Герусия, гетерии, архонты, триеры, оболы, дарики, статеры, парасанги — реальные понятия для Фукидида или Ксенофонта; августы, цезари, патриции, дуксы, магистры, преторы — герои Аппиана и Диона Кассия — «участвуют» в исторических событиях средневекового мира на страницах Феофилакта Симокатты, Константина Багрянородного, Кекавмена, Пселла и Киннама. Эти термины обозначают теперь сугубо средневековые феодальные институты: высший совет знати — синклит, чины иерархической лестницы — патрикиев, кесарей, дук, императриц, провинциальных правителей; византийские монеты — фоллы и номисмы; меры длины — мили.