Рейтинг@Mail.ru

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков 2018-04-05T12:25:44+00:00

Таким образом, события древнейшей русской истории не только ставились в один ряд с фактами всемирного исторического развития, но их оценка подчас обосновывалась последними. И действительно, проблема освоения иностранных, в частности византийских, исторических свидетельств о России стояла на пороге превращения в самостоятельную изыскательскую задачу. В конце XVII в. было создано первое произведение, непосредственной целью которого стало собрание древнейших свидетельств по истории юга России: это написанная в 1682 г. (изданная значительно позже Н. И. Новиковым) «Скифская история» А. Лызлова.13 Свод А. Лызлова, где рассматриваемая нами тема впервые становится непосредственным объектом труда, как бы завершает большой первый, начальный, период освоения византийских источников с целью изучения истории России.

Зарождение византинистики в Западной Европе связывается с развитием классических штудий в XIV—XV вв.14 В эпоху гуманизма исследователи занимаются филологическими изысканиями, текстологическими наблюдениями. Важное значение имели в Италии переводы Леонардо, Бруни, Аретино и Христофоро Персона источников по истории народов Восточной Европы — сочинений Прокопия и Агафия; издательская деятельность венецианских гуманистов (издания Альда Мануция). В XV в. появляются первые опыты изучения византийских источников по истории тюркских народов. Публикация таких работ, как «О происхождении и деяниях турок» Николо Сагундино,15 объяснима интересом того времени к истории и судьбам турецких завоевателей Византии. Работы немецких гуманистов XV—XVII вв. посвящены сравнительному историко-культурному исследованию римско-византийского и франко-германского (варварского) государств.16 Продолжением «византийской» тюркологии стала восьмитомная «Туркогреция» Мартина Крузия.17 В XVI в. проблема турок в истории Восточной Европы — одна из кардинальных в европейской науке. Огромное значение имела и издательская деятельность немецких, голландских и французских гуманистов XV— XVI вв.,18 а издание Иеронимом Вольфом серии трудов византийских историков — Никиты Хониата, Никифора Григоры, Лаоника Халкокондила — открывало путь исследованиям материалов этих основных византийских источников по истории Руси и народов Кавказа, Причерноморья, Азии.19

Таким образом, западноевропейская гуманистическая наука создала основу и положила начало изучению по византийским источникам проблем истории интересующих нас народов и государств; были изданы и переведены на европейские языки и важнейшие памятники; вызванная актуальностью османской проблемы, начата разработка истории тюркских народов; интерес к восточноевропейскому миру обусловливался и сравнительным изучением византийской и «варварской» цивилизаций.

Эти традиции были развиты учеными эрудитской школы в конце XVI—XVII в.20 Издательская и исследовательская деятельность «мавристов» (Ж. Мабильон, М. Буке, Б. Монфокон), а также «болландистов» (Д. Пето, Ж. Болланд), крупнейшее событие — выход с 1645 по 1711 г. под руководством Ф. Лаббе 42 выпусков Парижского корпуса византийских историков (Corpus Byzantinae Historiae — Иоанн Кантакузин, Кедрин, Симокатта, Никита Хониат; впервые были опубликованы Феофан, Георгий Синкелл, Михаил Глика) подготовили условия для источниковедческих занятий в XVIII в. с целью изучения русских древностей. Эти издания в дальнейшем легли в основу русских сводов византийских источников по национальной истории.21

Таким образом, традиция привлечения византийских материалов в русской и зарубежной литературе и историографии прослеживается задолго до XVIII в. Постепенно эти разыскания, прежде всего в России, выделяются в самостоятельный объект исторических трудов. В западноевропейской науке особым сюжетом исследований становится история тюркских народов и их места в судьбах Европы. Была собрана и издана значительная часть важнейших источников. В целом же русская и западноевропейская историографии Византии, касающиеся проблем истории нашей страны, развивались пока независимо друг от друга и в разных сферах. С одной стороны, гуманистические и эрудитские филологические студии, издательская деятельность, накопление суммы фактов (пока еще без критической их оценки), с другой — отбор и привлечение отдельных (нередко случайных) византийских источников для создания в памятниках общественно-политической мысли образа России как наследницы византийской цивилизации, а также для укрепления идеи защиты православия, утверждения самодержавия. Значение этого периода — в создании предпосылок научных изысканий в области византийского источниковедения отечественной истории в XVIII в.