Рейтинг@Mail.ru

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков 2018-04-05T12:25:44+00:00

К результатам работы В. Мошина практически ничего не прибавляют соответствующие части книги М. В. Левченко. Спорадически указывая данные тех или иных отдельных афонских актов, в наблюдениях он всецело следует за В. Мошиным вплоть до полного текстуального совпадения всех упоминаний в «Очерках» об афонских актах.

К настоящему времени определилась тенденция к расширению тематики изучения взаимоотношений Византии с населением Руси, Кавказа, кочевниками и славянами Балкан в свете актов Афона. Проблемы, связанные с отечественной историей, не ограничиваются историей русского монашества святогорских обителей. Некоторые афонские документы рассматриваются при изучении поземельных отношений Русского монастыря, а также половцев-прониаров, славян- париков, «смолян», «другувитов» на Балканах.

Аграрноправовые отношения в Византии, проблемы феодальной собственности исследуются с использованием материалов афонских грамот об интересующих нас народах. Данные о русских, тюрках, кавказцах в афонских актах привлекаются для анализа структуры общества государств южно и восточноевропейского региона. Затронут вопрос и о месте русских наемников в военно-м корпусе Византии по афонским актам. Наконец, обращено внимание на афонские мате

риалы о Руси при изучении ремесла и торговли, прикладного искусства, русско-византийских культурных связей.

Вместе с тем приходится констатировать до сих пор неполноту использования сведений актов Афона по интересующей нас теме: ряд важных источников не привлекался. На сегодняшний день представляется устаревшей и источниковедческая база многих работ; за последние годы значительно расширился круг введенных в научный оборот источников, исправлены ошибки старых публикаций, переизданы с существенными изменениями и дополнениями целые архивы. Все это должно отразиться и на изучении освещения в византийских памятниках истории народов Руси, Северного Кавказа и Причерноморья. Несмотря на разнообразие в последние десятилетия тематики исследований по материалам афонских актов, из сюжетов, связанных с историей Руси, разработан лишь вопрос о Русском монастыре, причем главным образом по давно изданным актам этого же монастыря. В отношении методики следует признать неудовлетворительным повторение и некритическое усвоение в наши дни ряда вопросов и наблюдений старых работ, которые, однако, являются пока единственными исследованиями, специально посвященными русским на Афоне.


 

Данные о русском военном корпусе в Византии

В четырех актах второй половины XI в. из архива Лавры св. Афанасия (Акт. Лавр., 33, 38, 44, 48) перечисляются иностранные наемники, входившие в состав византийской армии, в том числе русские, варяги, кулпинги (колбяги), болгары и др. Все указанные документы известны по оригиналам (фото Г. Мийе и Ф. Дэльгера), за исключением Акт. Лавр., 38, дошедшего в копии императорской канцелярии, изготовленной, видимо, одновременно или вскоре после составления самого акта. Близость почерка копииста (табл. XL—XLI) манере письма аутентичных хрисовулов Михаила VI от 1057 г. (Акт. Лавр., 32, табл. XXVII—XXIX) и Константина X от 1060 г. (Акт. Лавр., 33, XXX—XXXIV) позволяет говорить о единстве стиля работы канцелярской «школы» указанных и ряда других грамот этого времени. По старому изданию акты Акт. Лавр., 44 и Акт. Лавр., 48 были известны лишь в списке с картулярия Феодорита 1803 г. с ошибками и неточностями переписчиков; в таком виде они и рассматривались до сих пор в литературе.

В первом из наших хрисовулов — Акт. Лавр., 33, — датированном июнем 1060 г., византийский император Константин X Дука подтверж дает решения хрисовулов Константина VII Багрянородного (утерян) и Константина IX Мономаха (Лавр., 31 от 1052 г.) относительно лаврского метоха св. Андрея Перистер близ Солуни: монахам Лавры на территории указанного проастия предоставляется экскуссия свободных от налогов ста париков и дулопариков (за исключением стратиотов, димосиариев и экскуссатов дрома), митрополиту Солуни запрещается вмешиваться в дела обители св. Андрея, и, наконец, Лавра (принятая под покровительство чиновника близкого к императорской особе) освобождается от обязанностей в отношении дуки, катепана, стратига и судьи Волерана, Стримона и Солуни и вообще от всех «взысканий» — эпирий, в том числе от митата. При указании наемников на византийской службе, от постоя которых освобождена Лавра, на первом месте стоят варяги и русские. Следующий документ — Акт. Лавр., 38 от июля 1079 г. — хрисовул Никифора III Вотаниата, подтверждающий старые императорские распоряжения, в том числе дарение василевсом Романом III Аргиром в 1031 г. монастырю Мелана острова