Рейтинг@Mail.ru

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков 2018-04-05T12:25:44+00:00

Материалы по истории земельных владений русских выходцевафонитов содержатся в Акт. Росс., 3 (от мая 1048 г.), где говорится о нанесении ущерба монахами Дометиева монастыря пристани и постройке при ней, принадлежавших обители Ксилурга. В документе сообщается, что в свое время за 5 номисм на приморской части поля, принадлежащего игументу монастыря Дометил Григорию, была сооружена пристань, впоследствии разоренная вместе с находившимися там двумя судами Иск игумена Ксилурга о возмещении убытка удовлетворяется подтверждением игумена Григория, заверенным протом и рядом других афонских иерархов, предоставляющим игумену монастыря Ксилурга территорию в 8 оргий длины и ширины за 6 номисм. Таким образом, ясно, что владения Русского монастыря к этому времени располагались внутри материка и было важно иметь выход к морю, для чего и использовалось побережье монастыря Дометил.

Проблема выхода к морю, видимо, волновала русских монахов: в описи Акт. Росс., 6 (1142 г.) в списке документов Ксилурга упоминается несохранившийся акт о проходе к морю (85—86) и три документа о рассматриваемой сейчас пристани (89—92). Сам Акт. Росс., 3 дипломатически неоднороден, представляя собой соединение по крайней мере трех документов: асфалия Григория, императорский питтакий афонскому проту Феофилакту и заключение протата. Кроме того, в связи с этим делом упоминаются еще акты: дарование в пользу Русского монастыря и записка от игумена Ксилурга Иоанникия, представленная императору. Указывается и купчая судна. Кстати, в Акт. Росс., 6 упоминаются судно в 250 мер, другое — в 150, пять лодок и пять челноков. Обилие актов, относящихся к этой проблеме, показательно. Необходимым условием экономически нормальной жизни афонитов, видимо, был выход к морю, за который так боролись русские пришельцы. Рассматриваемая спорная территория локализуется в бухте монастыря Пантократора.

В описании архива Русского монастыря (по Акт. Росс., 6) указан и документ о деле с монастырем Скорпиона. Это Акт. Росс., 5 (ошибочно датированный издателями), составленный 23 ноября 1070 г., — протатский акт о разграничении спорного места между монастырями Ксилурга и Скорпиона. К сожалению, в документе не определяются размеры отошедшей к «Россикону» территории, а дается лишь ее описание: она граничит с монастырем Фалакра (38—39). Как видно из текста, документ составлялся в двух экземплярах, предназначенных для обеих тяжущихся сторон.

Для истории внутреннего устройства Русского монастыря на Афоне важнейшее значение имеет опись Ксилурга, произведенная 14 декабря 1142 г. Никаких прямых материалов о земельных владениях там не содержится, однако инвентарь сельскохозяйственных орудий и зерновых запасов (96—98) свидетельствует о наличии немалой пахотной территории у монастыря даже при предполагаемом небольшом количестве монахов — человек 20—25.

В августе 1169 г. по протатскому акту (Акт. Росс., 7) игумену монастыря Ксилурга, или ярусов», Лаврентию был передан монастырь Солунца «в полное владение и распоряжение самоправное и самовластное» на правах дочернего монастыря с сохранением в последнем особого эконома. При этом протат прощал Русскому монастырю 30 перперов долга. Итак, с этого времени Русский монастырь на Афоне именуется монастырем Солунца (иначе — св. Пантелеймона). Вместе с самим Пантелеймоновым монастырем к Русскому монастырю перешли и его земельные владения, сведения о которых сохранились в некоторых актах архива «Россикона». По акту императорскому нотария и анаграфевса Волерона, Стримона и Солуни асикрита Иоанна, датируемому теперь августом 1044 г., монастырю Пантелеймона, именуемого здесь «Сфрендзи», принадлежала обитель Димитрия (Акт. Росс., 19.8—10). Монастырь Димитрия по этому акту (6—7) находился на полуострове Паллина (совр. Кассандра в Халкидике). Судя по обмежеванию его владений (36—40), это был небольшой монастырей, не имевший выхода к морю.