Рейтинг@Mail.ru

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков 2018-04-05T12:25:44+00:00

Еще об одном владении обители Солунца, приобретенном у семьи Фасула, идет речь в Акт. Дион., 1 (августа 1056 г.). Константин, зять Фасула, уступает монастырю св. Пантелеймона «Сфрендзи» Солунцев 8 модиев земли в Касандре, одновременно беря плату — 10 номисм. При этом семья Фасула обязуется за эти 8 модиев платить регулярный налог — димосий. Интересна юридическая сторона этой акции. Указанные 8 модиев выделяются из участка Фасула в 16 модиев; за все имущество, в том числе и землю, владельцем было уплачено 2 номисмы и 6 серебряных милиарисиев (т. е. 25 золотых номисмы) в качестве стратии (в значении фискальной повинности). Таким образом, эта земля становится неотчуждаемой, будучи занесенной в специальные кодексы, т. е. монастырь не имеет формального права владеть этой территорией, считающейся воинским имуществом, продажа которого запрещалась. Поэтому замечательная форма нашего акта: земля не продается, а «уступается» монастырю, а 10 номисм — не цена. При этом фискальные обязанности остаются за прежним хозяином, что объясняет, возможно, и столь чрезвычайно высокую в данном случае плату.

К монастырю «Солунцев» отошла и земля, отспоренная у монастыря св. Никона, о чем свидетельствует протатский акт от мая 1057 г. (Акт. Росс., 4). Монастырь Никона предположительно находился в области теперешнего Ксиропотама. Эти владения, документы о которых после 1169 г. стали храниться в архиве Русского монастыря, тоже, видимо, отошли к нему.

Таковы наши сведения о земельных владениях Русского монастыря до начала XII в. Новые публикации, думается, позволят еще дополнить и уточнить их.

Просопографические данные по истории русских на Афоне скудны. Тем важнее для нас всякое новое свидетельство. Уже давно обращено внимание на подпись Герасима, игумена Русского монастыря (Акт. Лавр., 19.37), под грамотой Николая — игумена монастыря св. Ильи, датированной февралем 1016 г. и являющейся самым ранним документальным упоминанием Русского монастыря. В новом издании этот акт воспроизведен по оригиналу, не известному ранее историкам афонского монастыря, с приложением фотографий (табл. XIV). По наблюдению специалистов, уверенная и четкая подпись Герасима свидетельствует о том, что это грамотный человек, возможно, даже неплохо, по византийским критериям, образованный.

К известным ранее игуменам и монахам Кси лурга по актам «Россикона» — Феодулу (Акт. Росс., 1), Иоанникию, Никодиму (Акт. Росс., 3), Христофору (Акт. Росс., 6) и Лаврентию (Акт. Росс., 7) следует добавить еще одного монаха — писца акта прота Павла от апреля 1081 г. (Акт. Ксир., 6). Его сигнатура и записи на грамоте сохранились плохо и читаются с трудом (табл. XI). Издатели восстанавливают его имя — Кириак. Но, возможно, и — Кирилл, даже Иоанн (68, 69).

Что касается монастыря св. Пантелеймона в XI в., то его игумен Митрофан, известный ранее только с 1057 г. (по Акт. Росс., 4, 32, 34), теперь обнаружен в грамоте 1056 г. Константина, зятя Фасула (Акт. Дион., 1.6—8). По акту 1009 г. (Акт. Хил., 1) можно еще указать Леонтия — игумена монастыря Солунцев.

Таким образом, к настоящему моменту нам известны следующие лица из Русского монастыря, а также монастыря Солунца: Ксилург: 1016 г. — игумен монастыря «Рос» Герасим, 1030 — игумен Ксилурга Феодул, 1048 — игумен Ксилурга Иоанникий и монах Ксилурга Никодим, 1081 — монах «Рос» Ки(риак)?, 1142 — игумен Ксилурга Христофор, 1169 — игумен Ксилурга или «русов» Лаврентий.

Монастырь Солунца: 1004 г. — игумен Солунцев Леонтий, 1056 — игумен монастыря Пантелеймона «Сфрендзи» Митрофан, 1057 — он же («монах Сфрендзи»), вторая половина XI в. (видимо, игумены монастыря, заверявшие всякий раз, подтверждая, копию Акт. Росс.) — Леонтий, Феофилакт, Бвфимий, Иоанн, Савва.