Рейтинг@Mail.ru

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков 2018-04-05T12:25:44+00:00

Речь идет о двух проастиях, полученных Лаврой от семьи Кефалы, в феме Моглена, о париках одного из которых (Хостианы) у монахов возникла тяжба с куманамистратиотами Моглены. Этим куманам, получившим пронию, чиновниками, совершавшими передачу проний в указанной феме, были переданы жившие на монастырской земле парики. Текст здесь сохранен лишь частично, и, к сожалению, нельзя узнать деталей ни наделения куманов прониями, ни передачи им париков. Для расследования конфликта и определения прав Лавры императором отправляется на место вестиарит Андроник Ватац, производящий передачу проний в феме Моглена (12—13). Выясняется, что по первой императорской простагме парики, полученные кума нами и занесенные в их практики, находились во владении монастыря, а куманам были предоставлены в «пользование и управление» на срок жизни последних, т. е. ad terminum vitae, с возвращением и этих прав Лавре (24—31). Парики использовались куманами на правах пронии.

Плохая сохранность текста не позволяет точно дифференцировать упоминаемые права, а также выяснить, что говорится о других куманах, оставшихся после смерти первых прониаров (29, — т. е., видимо, их потомках). По второму императорскому предписанию Андронику Ватацу надлежало, вероятно (текст читается лишь местами), вернуть париковхостианитов Лавре, а куманам выделить других (39—43). При этом следует свести с различных лаврских земель воедино все куманские жилищабиваки, огородив их, дабы не испытывала обитель бесчинств со стороны куманов (45— 47). На основании этих постановлений Андроник производит опись, перечисляя поименно 16 стратиотовкуманов (51—55), а ниже — 62 парика (64—74). Все парики — зевгараты. В итоге постановляется переселить этих стратиотов из Хостианы в другое место, ликвидировав их «икии и катуны» (55—57). Парики же, находившиеся там и предоставленные в виде пронии куманам, отходят во владение Лавре. А лишенным их куманам предлагается предоставить париков в других местах (очень неопределенно: лакуны в тексте — 61—80).

Таким образом, видна ограниченность прав поселяемых куманских пришельцев, невозможность для них прочного обоснования и «оседания». Поэтому не случайны последствия: парики у куманов отбираются, их самих со всем имуществом выселяют, никаких конкретных распоряжений об их дальнейшей судьбе не дается; кто даст им пристанище, париков и т. д., неизвестно.

Это не единственный материал актов, рисую-щий положение «осевших» кочевников. По известной простагме Андроника I Комнина (Акт. Лавр., 66) от февраля 1184 г., живущие в феме Моглена куманы облагаются дополнительными фискальными повинностями в отношении Лавры сверх десятины, уплачиваемой за пользование принадлежащей монастырю территорией для выгона скота. При этом куманам запрещается и использование влахов и болгар, которые относятся к Лавре (5—8). В данном случае в отношении куманов, влахов и болгар употреблен термин «экскуссия» в значении незаконного присвоения.

В этом же акте говорится и о дулевтах Хостианы, двое из которых находились в пронии у куманов, теперь же должны быть переданы монастырю Иоанна Предтечи чиновником, совершающим передачу проний в феме Моглена.

Куманам же следует дать других (10—23), т. е. опять-таки наблюдается притеснение куманов, о дальнейшей жизни которых конкретно ничего не известно.

Этот документ, уже привлекавшийся исследователями, однако до сих пор известный лишь по копии Спиридона с картулярия 1802 г. Феодорита, теперь издан по аутентичной копии конца XII в., скрепленной солунеким митрополитом Иоанном Хрисанфом — преемником Евстафия Солунского. Сейчас изготовление этой копии связывается предположительно с получением императорского распоряжения, которое является актом Лавр., 69. Это прошение лавриотов и заключение Алексея III Ангела датируется теперь октябрем 1196 г., а не 1091 или 1106, как в первом издании (Акт. Лавр., РК 47). В прошении говорится о предоставлении монастырем в феме Веррои земли, полученной от севастократора Иоанна Дуки, стратиотам Моглены (а также парикам епископа Моглены) с взиманием десятины. За нарушение условий этого просители требуют увеличить причитающееся им вдвое, что и удовлетворяется василевсом (5—9). Можно довольно уверенно предположить, что и здесь имеются в виду стратиоты-куманы. И вновь мы видим трудности для них при их расселении.

Итак, материалы, касающиеся правовой стороны половецких оседлых поселений на Балканах, показывают нестабильность последних, практическую невозможность при данных условиях для пришельцев с севера наладить оседлое хозяйство, закрепиться на определенном участке.