Рейтинг@Mail.ru

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков 2018-04-05T12:25:44+00:00

Принципиальную основу византийских этногеографических предствлений составляет античная традиция. Выявление их античного субстрата, а затем двустороннее их сравнение поможет установить реальные, «живые» этнические наименования кавказских народов, актуализировать этнонимы, отмеченные по К. Дитериху,«литературным атавизмом», выявить «нулевые» этниконы с определением их места и функции в анализируемой системе.

Скифы. Помимо собирательного значения термина и антикизированного, имеет и узкоэтническое: «собственно скифы». Языковые данные, приводимые нашими источниками («скифское» приветствие, являющееся фактически куманским, «скифское» название Меотиды — Азовского моря — «Карбалык»), свидетельствуют о тюркском содержании этникона. Это соответствует основному его значению в византийской литературе XII—XIII вв. В этом же плане объяснимы и деконкретизованные термины риторов, описывающих внешнеполитические успехи василевса Мануила I, в частности против «скифов»: военно-географический контекст речей (войны в Венгрии, Подунавье, на Корфу) делает естественным понимание под упоминаемыми рядом «скифами» и «савроматами» придунайских тюркских кочевников, а не жителей Кавказа. К тому же к середине—концу 50-х гг.

(а именно к событиям этого времени относятся рассматриваемые свидетельства) кавказских походов Мануила не было. Иначе — у Феодора Аланского: по пути от Боспора Киммерийского (Керчи) в центр аланской епископии он углубляется в середину «Скифии». Он же сообщает о заселении «Скифии» аланами. Если оставить в стороне собирательный смысл термина (который распространяется и на аланов), то, судя по кон-тексту, речь идет о приазовских степях, которые, по античным традиционным представлениям, могут относиться к «Скифии». Итак, данные о кавказской локализации византийскими авторами XII—XIII вв. (без специальных оговорок!) этнически конкретных (т. е. не «собирательных» или антикизированно-литературных) «скифов»- нет; при наличии специальных атрибуций географически «Скифия» может относиться и к предкавказской степной зоне (Приазовье), что, однако, связано с античной литературной традицией; первый тезис не исключает вопрос о тюркском элементе в этнической структуре населения Кавказа XII—XIII вв.

Киммерийцы. Наиболее употребительна традиционная литературная поговорка о «киммерийской тьме», восходящая к античности. Со ссылками на античных авторов, «киммерийцы» локализуются в Крыму. Неоднократно упоминаются гомеровские киммерийцы Италии. В переносном смысле как о «киммерийцах» говорится о земле сербов и жителях Солуни. Итак, их локализация, основанная на определенных литературных традициях, не имеет отношения к Кавказу и Предкавказью; сам термин в рассматриваемых источниках не несет этнического содержания.

Савроматы и сарматы. Представления о «сарматах» («савроматах») и локализация их неоднозначны. Помимо античного мифа о «сарматках» — воинах, упоминаются и савроматы как конкретная этническая единица наряду с «росами» — русскими и «собственно скифами» — тюрнами. Здесь возможно следование античной традиции при перечислении «северных» народов, как в ряде одних случаев, но возможно и обозначение этим этнонимом тюркских кочевников Причерноморья, как в других. Прослеживаются следы связи са(в)р(о)матов с Кавказом: территория «Савроматии» заселяется аланами; там же находится горный хребет Алан, от которого якобы произошло название «аланы»; «савроматы» упоминаются вместе с «колхами» и жителями районов Нижнего Кавказа и Фасиса. Вместе с тем Иоанн Цец, пристальный интерес которого к Кавказу известен, сообщая о «кавказских скифах» по Страбону, не относит к ним «сарматов», хотя в его источнике указывается, что «сарматы» в большинстве своем — все «кавказцы». Итак, наряду с античными реминисценциями, термин «сарматы (савроматы)» употребляется в «актуализованном», этническом смысле.

Прослеживается связь с Кавказом: территория предкавказских степей и предгорий. Это, возможно, ретроспективное отражение миграций и этногенетических процессов на Северном Кавказе (с Предкавказьем). Однако, вероятно, ввиду распространенности тюркского содержания этнонима в XII— XIII вв. «савроматы» не включаются в кавказские классификации византийцев.