Рейтинг@Mail.ru

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков 2018-04-05T12:25:44+00:00

Мас(с)агеты. Помимо античного мифа о во инственных «масагетках», «масагеты» вместе с «аримаспами» помещаются на краю земли, за Кавказом; вспоминается и замысел похода Кира Великого на «массагетов» и «иссидонян». Наши источники дают недвусмысленные атрибуции: «массагеты» византийцами прямо отождествляются с авасгами, аланами или албанами. Неоднозначность этих атрибуций объяснима неточностью этнических дефиниций византийцев в отношении трех последних кавказских народностей. Кавказцами представляются «массагеты», участвовавшие в совместных военных действиях с «ивирами». Не исключен кавказский смысл «массагетов» — гостей (как и «скифов») Михаила Айофеодорита. Вместе с тем в других случаях возможно понимание «массагетов» как тюркских кочевников Придунавья. В этой связи встает проблема индивидуального авторского употребления этнонимов. Итак, византийские авторы актуализируют архаический термин, прямо отождествляя «массагетов» с современными народами Кавказа. Сам этноним употребляется в «живом», обиходном повествовании; смысл термина проясняется при учете его кавказских атрибуций. В связи с тем что кавказская локализация массагетов в наших источниках не единственная, встает проблема преимущественного авторского употребления: для Цеца, например, «массагеты» — исключительно древнее название авасгов, в то время как Никифор Василаки подразумевает под «массагетами» придунайских кочевников.

Гунны. Узы. Сведения о них («кавказские скифы» вблизи Гирканского—Каспийского моря) не выходят за рамки античной традиции. Ретроспективно отражена их кавказская локализация.

Аримаспы. Исси/(е)д(он)ы. Со ссылкой на античные источники локализуются рядом друг с другом. Сведения идентичны античным. Намек на некоторую близость к Кавказу, связь с «массагетами» — кавказцами — этих мифических племен необходимо иметь в виду: в свете этих сближений возможна закаспийская локализация.

Меоты. Упоминаются лишь как один из «северных» народов. Показательна практическая неупотребимость даже в переносном значении, хотя количественно немало упоминаний о Мео тиде, населении Северного Причерноморья: возможно, этот этноним (даже в плане ретроспекции) уже вытеснен (например, «аланами»).

Кораксы. Синды. Упоминаются наряду с «восточными ивирами» (т. е. кавказскими в отличие от «западных ивиров» — испанцев) как лучшие производители тканей. Характерна «актуализированная» окраска сообщения, несмотря на его античный субстрат. Архаизированный термин, относящийся к кавказскому причерноморскому населению. Приводятся античные цитаты о кораксах.

Меланхлены. Со ссылкой на древних авторов понимаются как «черноризцы» (в иносказатель-ном смысле); упоминаются в каталоге «северных» народов — по Дионисию Периэгету. Самостоятельного значения не имеют.

Иппимолги. Невры. Иппиподы. Вастарны.

Последнее замечание справедливо и в данном случае: перечисление в каталоге «северных» народов (по Дионисию) не дает возможности использования этих свидетельств для наших целей. Отождествление «иппиподов» с «хазарами» не приближает нас к Кавказу, так как «хазары» в источниках XII в. обозначают население Сугдеи (Сурожа). Вариант написания этнонима «вастарны» приводит Никифор Влеммид («ватарны»).

Агафирсы. Гелоны. Помимо комментария Евстафия, упоминаются Цецем в качестве «северных» народов (вместе с «меотами», «скифами», «кавказцами»). Помещаются по античной традиции между Анарктийским ветром и Бореем («гелоны» — к северу от Эвксинского понта), не имея тем самым отношения к Кавказу и Предкавказью.

«Кавказцы». Упоминаются в числе «северных» племен: очевидно собирательное — не этническое — значение термина.

Албаны. В соответствии с региональными ограничениями мы не рассматриваем сведения о Кавказской Албании; важно отметить, однако, что этот этноним нередко смешивается с именем «аланы».

Колхи. Идентичны «лазам», помещаются вблизи «массагетов» — авасгов; иначе называются «азиатскими скифами» и «левкосирами».

Живут в пределах «Ассии»? у Фасиса: очевидна закавказская локализация.

Лазы. Идентичны «колхам». Указываются «лазские» моды. Сближаются с Трапезундом, близки Понту.