Рейтинг@Mail.ru

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков 2018-04-05T12:25:44+00:00

Халивы. «Скифский» этнос. Локализуются в Армении или в Керчи.

Аласты. Встречаются единственный раз в послании патриарха Германа II. Ни с кем не отождествляются; сопоставление с латинской версией послания позволяет идентифицировать их с «лазами» (lapsus calami писца?).

Зихи. Помимо титулов в актах, сообщается о подчинении монголотатарам. Традиционна античная локализация «зихов» — джигов.

Гиркане. Их овевает ветер Мес. Упоминаемые среди восточных стран между Ассирией и Двуречьем, «гиркане» локализуются тем самым на южном берегу Каспия, не относясь к Северному Кавказу. «Гиркания» представляется северной границей парфян.

Аланы. Данные языка свидетельствуют о индоевропейском происхождении «аланов» наших источников. По Иосифу Флавию, — «европейские скифы» — у Меотиды и Танаиса. Распространились с Кавказских гор на «Ивирию», заполнили почти всю «Скифию и Савроматию». Алан — горный хребет в «Сарматии», от которого пошло имя «аланов». Термин употребляется в титулатуре. Аланская епархия на Кавказе. Аланы упоминаются как жители Крыма, Константинополя, Солуни, Подунавья. Завоеваны монголотатарами.

Авасги. Термин употребляется исключительно в современном смысле, обозначая народ, государство, епархию константинопольского или антиохийского патриархата.

Геты. Даки. Перечислены в каталоге «северных» народов, как архаизированные термины употребляются для обозначения, скорее всего, дунайских кочевников. К Кавказу отношения не имеют.

Саки. Включены в «скифскую» общность. Упоминается античный миф о женщинах «саков».

Таким образом, применительно к территории Кавказа и Предкавказья «северные» народы, «скифскую» общность византийских источников XII—XIII вв. следует рассматривать дифференцированно: ряд антикизированных этниконов территориально не имеет отношения к кавказским народам; упоминание древних народов, некогда связанных с Северным Кавказом, но к XII в. уже исчезнувших или откочевавших (сарматы, массагеты, гунны, узы, меоты, кораксы, синды и др.)» показательно в качестве ретроспективного отражения эволюционирования этнической структуры населения Северного Кавказа. Нередко в данном случае архаические этниконы актуализируются византийскими авторами, отождествляясь с современными народами. Сведения об аланах в основном относятся к событиям, современным источникам. Этникон в переносном или архаизированном смысле неупотребим.

Термин относится к народу, к государству, к церковной епархии. Рассматриваемые данные не подтверждают бытующих предположений об отсутствии этнической категории «аланы» и об единственно политическом значении термина: этнический и политический смысл этого термина не являются взаимоисключающими, а приводимые нашими источниками языковые факты подтверждают наличие особого, аланского этноса. Не опровергает этого и уже отмечавшаяся путаница в написании византийцами этнонима.


 

Глава 2

ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ АЛАНСКОГО ГОСУДАРСТВА

Как показано выше, византийские источники говорят о политическом объединени аланов. Действительно, в XII—XIII вв. на территории Северного Кавказа известно Аланское раннефеодальное государство. Еще сравнительно недавно рассматриваемый период был мало изучен. На основе гипотез, ретроспективного метода анализа этнографических материалов осетин (чуть ли не конец XIX в.) XII—XIII вв. представлялось периодом ослабления и упадка аланской государственности, политической раздробленности, культурного обеднения и затухания. К настоящему времени, преимущественно на основании археологических данных, получены убедительные данные о том, что аланское население центра Северного Кавказа в X—XII вв. переживало период как раз наибольшего расцвета своей культуры и военно-го могущества.

К этому времени относят и оформление раннефеодальной государственности у аланов, возникшей в результате постепенного разложения родовых отношений и феодализации аланского общества. Предприняты попытки анализа социальной структуры и политической организации средневековой Алании (движение процесса классо-образования по пути развития патриархально-феодальных отношений; роль территориальной общины и ее эволюция; проблема рабского труда; значение старой родовой аристократии; переплетение в государственном устройстве элементов феодальных с патриархальными пережитками и т. д.). На основе этих исследований были определены уровень и характерные черты феодализма в Алании: вывод о его раннем патриархальном характере и о переплетении феодальных элементов, свойственном раннему феодализму, сочетается с наблюдениями о развитии феодальных институтов, общей тенденции к государственной раздробленности. К концу XII— началу XIII в. относят начало феодальной раздробленности Алании.