Рейтинг@Mail.ru

Вперед, вперед, моя исторья!

Вперед, вперед, моя исторья! 2018-04-05T14:06:01+00:00

Городничий Малов уделял недостаточное внимание исполнению своих полицейских функций, к тому же не представил вовремя запрашиваемые сведения, и поэтому был лишен своей должности. Мало того, экспедиция предложила взыскать с него 10 рублей штрафа в пользу Приказа общественного призрения. Канцелярия, «уважая службу и понесенные труды поручика Малова», от штрафа его избавила.
В связи с приходом к власти императора Александра 1 в 1802 году была проведена новая административно-полицейская реформа, что, естественно, сказалось и на деятельности полиции Екатеринодара, но это уже другой рассказ.

В. ЗАЙЦЕВ. заместитель начальника управления кадров ГУВД Краснодарского края, полковник внутренней службы


 

 

 

 

 

К 100-летию со времени выборов в Екатеринодаре членов I Государственной Думы от Кубанской области (1906)

ПЕРВЫЙ ОПЫТ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА НА КУБАНИ

 

 

 

В годы революции 1905-1907 годов под давлением общественного движения в государственном механизме России произошли изменения, которые ознаменовали начало эволюции к конституционной монархии. В соответствии с Манифестом от 17 октября 1905 года в России предполагался однопалатный, полностью выборный парламент. Однако после поражения вооруженных восстаний в декабре 1905-го шел быстрый отход от его положений. Манифест «Об изменении учреждения Государственного Совета и пересмотре учреждения Государственной Думы» и указы «О переустройстве учреждения Государственного Совета», «Учреждения Государственной Думы», изданные 20 февраля 1906 года, а также указ от 23 апреля 1906-го «Об учреждении Основных государственных за-конов» сохраняли самодержавную власть императора и вводи-ли двухпалатный парламент.

Нижняя палата-Государственная Дума — избиралась на 5 лет, но царь мог распустить ее и назначить новые выборы, издавать указы между сессиями. Вторая палата — Государственный Совет — формально стояла не над Думой, а как бы рядом с ней. Ст. 64 Основных законов предусматривала равенство прав Думы и Совета. Но царь, не отказываясь от своих законодательных прав — ведь он допускал Думу лишь к участию в законодательстве, решил сконструировать еще и буфер между собой и Думой в лице Госсовета, ставшего верхней, фильтрующей палатой. Часть Совета избиралась по сословно-корпоративной и высокоцензовой системе на 9 лет, другая часть назначалась императором, но они не должны были превышать числа выборных. Каждые 3 года обновлялась 1/3 состава Госсовета [1].

Закон о выборах в Думу от 11 декабря 1905 года менял закон о булыгинской Думе от 6 августа того же года. Дума получала законодательные права, несколько расширялось число избирателей, в том числе за счет рабочих. Но система выборов, основанная на классовом неравенстве и имущественном цензе, многостепенности, кардинально не изменилась. Избиратели были разбиты на землевладельческую (помещики). ГОРОДСКУЮ, крестьянскую и рабочую курии, для которых вводилось разное число ступеней: у помещиков и горожан 2-степенные, рабочих — 3-, у крестьян и казаков — 4-степенные [2]. Курии обладали неравным количеством голосов.

Наибольшее преимущество получала первая курия, а в наихудшем положении оказалась рабочая. Уполномоченные и выборщики являлись избранными при получении более 50 процентов голосов от числа избирателей, принимавших участие в выборах. Собрания последних считались состоявшимися при наличии не менее половины, а избранным являлся депутат, получивший более половины голосов. Им не мото стать лицо, не знающее русского языка. Всего избирательным правом пользовалось 15 процентов населения.

Для Кавказа на основе общеимперского законодательства о выборах разрабатывались особые нормативно-правовые акты, учитывавшие и специфику региона. Прежде всего это были Правила от 2 февраля 1906 года «О применении к губерниям и областям Кавказского края Положения о выборах в Государственную Думу и дополнительных к нему узаконений» [3].
Как и к другим регионам, применительно к Кубани они предполагали ряд изменений и нововведений и различий. В период избирательной кампании самостоятельная административная единица Черноморская губерния присоединялась к Кубанской области и образовывала с ней единый избирательный округ (ст. 3 Правил).

Наряду с избирательными съездами: а) землевладельцев, б) городских избирателей, в) уполномоченных от участковых сходов или от сходов сельских округов — в Кубанской области, где имелись казачьи станицы, образовывался съезд уполномоченных от последних (ст. 4 Правил).