Рейтинг@Mail.ru

Загадки Понта Эвксинского. М. В. Агбунов

Загадки Понта Эвксинского. М. В. Агбунов 2018-04-05T12:25:20+00:00

Пытаясь найти выход из тупика, при анализе текста задумываешься над тем, почему автор перипла говорит о судоходной реке Тире. Что он этим хотел сказать? Теперь, когда мы знаем, что в античное время на месте современного лимана была дельта реки из двух рукавов, к каждому слову источника следует относиться особенно внимательно. При всей своей лаконичности текст перипла очень емкий.

Что же в данном случае дает нам палеогеографическая реконструкция? Итак, Тира в своем нижнем течении разделялась на два рукава, из которых основным был правый. Геологические разрезы дна лимайа, т. е. бывшей дельты, показывают, что левый рукав реки, на котором находился Никоний, был примерно на 2—3 м мелководнее правого. А при изменении режима стока он мог быть еще мелководнее. В дельтах рек перераспределение стока в рукавах — довольно обычное явление. Так, для Дуная, сравнивая описания дельты древними авторами, можно проследить ее эволюцию: исчезновение одних рукавов и появление других, заиливание старых и переуглубление новых. Ранние источники отмечают пять рукавов реки, а более поздние — шесть-семь 6.

Подмечена общая тенденция — перемещение основного русла с юга на север. Происходит это в результате отмирания южных рукавов и появления новых, северных. В античное время, например, основным рукавом был ныне не существующий Священный рукав, в средние века — Георгиевский, до конца XIX в.— Сулинский, а сейчас — Килийский, через который проходит 70% дунайского стока. На этом примере легче представить, как в результате изменения режима стока в дельте Тиры ее левый рукав постепенно обмелел и к III в. до н. э. стал несудоходным. Теперь становится понятным, что 30 стадиев перипла — это расстояние от Никония не до устья реки, как считали одни исследователи, и не до города Тиры, как полагали другие, а до судоходной реки Тиры, т. е. до ее правого рукава7.

Таким образом, примерно в III в. до н. э. левый рукав дельты Тиры обмелел и сделался несудоходным. Это стало одной из главных причин упадка Никония8. Дальнейшие исследования откроют нам новые страницы истории этого города.

  1. Vivien dе Saint-Marten. Atlas dresse pour l’histoire de la Geographic et des descouverts Gegraphiques. P., 1874, pi. IV.
  2. АгбуноеВ. Заметки по античной географии…, с. 123.
  3. Загинайло А. Г, Несколько строительных комплексов древнего Никония IV в. до н. э.— В кн.: 150 лет Одесскому археологическому музею АН УССР. Киев, 1975, с. 114—115; Секерская Н. М. Результаты раскопок в западной части Никония.— КСИА, вып. 156, 1978. с. 27—32; Агбуное М. В. Давньогрецький Нiонi.— Археолопя, № 32, 1979, с. 13—19.
  4. Охотников С. Б. Поселения VI—V вв. до и. э. в Нижнем Поднестровье.— В кн.: Исследования по античной археологии Юго-Запада Украинской ССР. Киев, 1980, с. 84—96.
  5. Подробно о динамике торговых связей с указанием соответствующей литературы см.: АгбуноеМ. В. Давньогрецький Ншонш, с. 16—18.
  6. См.: Агбуное М. В. Сопоставление древних устьев Дуная, упоминаемых античными авторами.— В кн.: Археологические исследования Северо-Западного Причерноморья. Киев, 1978, с. 249—254.
  7. АгбуноеМ. В. К вопросу о локализации…, с. 121.
  8. АгбуноеМ. В. Давньогрецький Ншонш. с. 18.

 

ОСТРОВ БОРИСФЕН (БОРИСФЕНИДА)

Ознакомив нас с низовьями Тиры, Страбон пишет далее: «Затем следует река Борисфен, судоходная на протяжении 600 стадиев, и неподалеку от нее другая река Гипанис и остров перед устьем Борисфена с гаванью» (VII, 3, 17; ВДИ, 1947, № 4, с. 200). Именно так перевел слова Страбона С. В. Мирошников в известном сборнике В. В. Латышева. При переиздании указанного свода источников в «Вестнике древней истории» процитированный перевод остался без изменений. Так же перевели эту фразу Г. Вероненс и Г. Трифернат, К. Цшукке, дю-Тейль и Корэ, Хр. Гроскурд, А. Форбигер, К. Мюллер, В. Юргевич и А.. Маркопуло, Ф. Г. Мищенко, Г. Джонс, Л. А. Ельницкий, Г. А. Стратановский и многие другие исследователи 1.