4 …Яма, садись на солому
в единении с Ангирасами, отцами!..
5 Приди с Ангирасами, достойными жертвы!
О Яма, радуйся здесь с Вайрупами!
Я призываю Вивасвата, кто тебе отец.
Когда ты сел на солому при (этом) жертвоприношении 23.
Здесь важно отметить, что сидящая фигура была изображена на стене камеры, являющейся как бы входом к погребенному. И в этой входной камере у плиты с изображением сидящей человекообразной фигуры у ее ног стоял сосуд с пищей.
Количество аналогичных примеров из индоевропейской мифологии и погребальных обрядов можно увеличить, но, пожалуй, и приведенных достаточно, чтобы предположение о человекообразной фигуре как о боге смерти с бегущими вокруг нее слева направо конями можно было считать достаточно обоснованным.
Помимо росписи, в гробницах близ станицы Новосвободной найден и собственно археологический материал, который несет дополнительные аргументы в пользу интерпретации сюжетной росписи в системе индо-европейских мировоззренческих представлений. В одной из гробниц были найдены две фигурки собачек, одна бронзовая, другая из серебра 24. Они находились у головы погребенного, у передней плиты с отверстием, соединяющим погребальную камеру со входной. В «Ригведе», в похоронном гимне. (X, 10, 11) говорится о двух псах, которые стерегут путь к Яме и провожают умерших к нему:
10. Спеши мимо двух псов, потомков Сарамы,
Четырехглазых, пятнистых по верному пути
И достигни отцов, которых легко найти.
Которые веселятся на общем пиру с Ямой
11. Два твоих пса, сторожа,
Четырехглазые, стерегущие путь, надзирающие за людьми
Им его передай, о царь,
И надели его благополучием и здоровьем 25.
Примечательно, что фигуры собачек изготовлены из различных металлов, а в индийской мифологии две собачки, охраняющие душу покойного на пути в царство Ямы, различаются мастью, их имена Шьяма (Темная) и Шабала (Серая)26.
Второй микрокомплекс из этой же гробницы опубликован 27. Примечательно, что его структура также может быть интерпретирована на основе культурного материала. Он состоит из бронзового сосуда типа ковчежка и лежащего на нем бронзового колеса с четырьмя плоскими в сечении спицами. Мотив металлического колеса со спицами, которое, беспрерывно вращаясь над сосудом с живой водой — амритой, охраняет ее, представлен в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» 28.
До сих пор практически вся аргументация о принадлежности той или иной археологической культуры к индоевропейскому этносу сводилась к лингвистическим построениям и соответственно к наличию или отсутствию таких решающих признаков, как конь — повозка 29. Информация, полученная при раскопках курганного могильника «Клады», позволяет расширить список признаков, включая в них собственно археологические, такие, как погребальный обряд и ряд категорий инвентаря, что делает их особенно ценными. Все вышеизложенное позволяет высказать предположение о выделяемом блоке культур с чернолощеной керамикой как носителе индоевропейского этноса. Новосвободненские гробницы, по моему мнению, представляют собой восточную ветвь развития северо-центральноевропейских галерейных гробниц, которые включают в себя и северные варианты культур воронковидных кубков30. И соответственно отправной точкой в распространении культур с чернолощеной керамикой между Центральной Европой и Северным Кавказом нужно считать Центральную Европу.
- Preup I. Die Baadlberger Gruppe in Mit-teldeutschland. B., 1966. Taf. 22—24; 35; 51, /; 61, 2.
- Шарафутдинова И. H. Северная курганная группа у с. Соколовка//Археологические памятники Поингулья. Киев, 1980. С. 93—95. Рис. 11, 1,2.
- Кияшко В. Я. Нижнее Подонье в эпоху энеолита и ранней бронзы: Автореф. дне. … канд. ист. наук. М., 1974. С. 13; Трифонов В. А. Степное Прикубанье в эпоху ранней и средней бронзы: Автореф. дне. … канд. ист. наук. Л., 1983.
- Максименко В. Е. Новые материалы по эпохе ранней бронзы на Нижнем Дону,— СА. 1973. 1. С. 249—254. Рис. 1—3.
- Резепкин А. Д. Проблема развития и преемственности культур эпохи ранней и средней бронзы на Северном Кавказе//Культурный прогресс в эпоху бронзы и раннего железа: Тез. докл. Ереван. 1982. С. 132. 134.
- Schrickel //. Westeneropaische elemente im Neolithikum und in der friihen Bronzezeit Mitteldeutschland. Leipzig, 1957. Bd. 5, H. I. S. 92.
- Behrens H., Tasshauer P., Kurchner H. Ein neues innenverriertes Dolauer Heide bei Halle (Saale) Jahresschrift fur Mitteldeutsche Vorgeschichte. Halle; B., 1956. Bd. 40. S. 40—42, 45—48.
- Arnal I. Les statues-menhirs de la France//Boll. centro camuno studi preistorici, capo di Ponte. 1979. N 17. S. 47— 76.
- Шевченко А. В. Палеоантропологические данные к проблеме происхождения индоевропейцев//Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока: Тез. и докл. конф. М., 1984. Ч. 1. С. 18—20.
- Рудинский М. Я. К вопросу о наскальных изображениях каменной могилы// КСИА АН УССР. Киев, 1955. № 5. с. 73. Рис. 3.
- Hausler A. Die Felszeichungen der Каmenaja Mogila bei Melitopol und de megalitischen Einfliisse in Sudrussiand. Halle, 1958. S. 507.
- Формозов А. А. Очерки по первобытному искусству. М., 1965. С. 159.
- Чеченов И, М. Нальчикская подкурганная гробница. Нальчик, 1973. Рис. 13 (вкладыш).
- Формозов А. А. Очерки… С. 160.
- Мерперт Н. Я. Энеолит степной полосы европейской части CCCP//L’Europe а 1а fin de l’age de pierres. Praha, 1961; Даниленко В. H. Энеолит Украины. Киев, 1974. С. 31, 32, 104.
- Кузьмина Е. Е. Колесный транспорт и проблема этнической и социальной истории древнего населения Южно-Русских степей// ВДИ. 1974. № 4. С. 68, 85.
- Шрадер О. Индоевропейцы. СПб., 1913; Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М.; Л., 1938.
- Трифонов В. А. Погребения с повозками эпохи палеометалла в степном Прикубанье: Новые экспедицион. исслед. археологов Ленинграда: (Тез. докл. к Всесоюз. совещ. «Археология в XI пятилетке»). Л., 1984. С. 28.
- Otten Н. Pirva. Der Cott auf dem Pferd// Jahrbtich fur Kleinasiatische Forschung. Heidelberg, 1951. Bd. 21.
- Malfenh. Das Pterd im totengraben// JDAI, 1914. Bd. XXXX. S. 179—255.
- Гатиев Б. Суеверия и предрассудки у осетин//Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1876. Т. IX.
- Ch. Sen. A distrionarv of the Vedie rituals. Delhi, 1982. P. 151, 161.
- Ригведа: Избранные гимны/Пер., коммент. и вступ. ст. Т. Я. Елизаренковой. М., 1972.
- Бокчарев В. С., Резепкин А. Д. Работы Кубанской экспедиции//АО. 1980. С. 98.
- Ригведа: Избранные гимны… С. 199.
- Stevenson S. The rites of the Twuceborn. Oxford, 1920. P. 193, 238.
- Бестужев Г. И., Резепкин А. Д. Новые находки из гробницы у станицы Новосвободной//КСИА. Вып. 176. С. 198.
- The Mahabharata, for the first time critically edited by V. S. Sukthanuar. Poona: The Adiparvan, 1943. Vol. I, N 29. P. 157.
- Кузьмина E. E. Колесный транспорт…
- Preup I. Die Baalberger Gruppe….