В феодальный период принадлежность к тому или иному сословию определялась по материнской линии. Это указывает на то, что родство по матери было когда-то основой семенно-родовой организации. «При постройке дома первой входила в него старуха-хозяйка. Она зажигала очаг, обмазывала его глиной, готовила угощение. на котором присутствовали одни женщины — родственницы и соседки. Лишь после разрешалось войти в дом и принять участие в пиршестве мужчинам.
…В шапсугских легендах отражены ранние формы брака. …В эпоху развитой патриархальной семьи наблюдались еще следы так называемого матрилокального поселения супругов, т.е. такого поселения, когда муж жил в доме жены. Описанные случаи изредка наблюдались у шапсугов еще в XIX веке.
…Женитьба на сестре покойной жены (так называемый «сорорат») — обычай, ведущий корнями к матриархату, пережиточно бытовал в Адыгее еще в XIX в. В сравнительно недавнее время при отсутствии отца во главе большой патриархальной семьи иногда становилась мать.
Переходные формы от матриархата к сменившему его патриархату нашли отражение в Адыгее в некоторых общественных институтах, например, в так называемом авункулате — своеобразных отношениях между материнским дядей и детьми его сестры, племянниками и племянницами. Одним из выражений авункулата были частые посещения материнских родственников. Следы авункулата были обнаружены кубано-шапсугской экспедицией 1949 года в области правовой, политической и бытовой жизни адыгов.
Существовала шапсугская пословица: «Племянник для дяди то же самое, что хан для своего народа». Дядя мстил за оскорбление своего племянника. При рождении племянника дядя обязательно посылал подарки. В случае несчастья, дядя со стороны матери должен был помочь своему племяннику, даже если для этого нужно было рисковать жизнью. В свою очередь, и дядя весьма почитался. В ряде случаев племянник должен был помогать дяде в различных видах хозяйственной деятельности».
Пережитки матриархального строя смягчали положение женщины в Адыгее при патриархате. Более того, во время ссор женщина могла выступить в качестве посредника или примирителя между мужчинами. В присутствии женщины было запрещено проливать кровь. Женщина могла потребовать от мужчины сопровождать ее, если она встретила его в поле. При жестоком обращении мужа с женой род часто становился на сторону женщины, заступаясь за нее.
Социальная система адыгов
Переход от матриархата к патриархальной семье произошел вскоре после появления частной собственности. Он начался с одомашнивания животных и выращивания скота. Поскольку этим видом активности большей частью занималось мужское население, владение скотом давало отцу семейства не только неограниченную власть, но и возможность приобретать рабов. В XIII—XV вв. у адыгов все еще сохранялись некоторые пережитки этой патриархальной системы, такие как левират, кровная месть, аталычество и гостеприимство.
Левират — это обычай, по которому мужчина был обязан жениться на вдове своего брата. В древние времена этот обычай практиковался также у евреев и других народов.
Кровная месть — это вражда между семьями, когда семьи мстят друг другу за убийство иди ранение своих членов. Этот обычай имелся у многих народов. Согласно Интериано, у адыгов кровная месть практиковалась только аристократами.
Аталычество — скорее всего, чисто адыгский обычай. Он заключался в том, что ребенок из одной семьи брался на воспитание в другую семью с младенчества до приблизительно 18-ти лет. Традиция аталычества вошла в жизнь адыгов к XV веку.