До недавнего времени в Черкесии можно было наблюдать следы древних племенных культов, которые в первую очередь выражались в поклонении перед семейными и племенными божественными покровителями. Отдельные племенные божества часто превращались в общие, все-адыгские. В свою очередь, определенные племенные подразделения и семьи выбирали себе покровителей из все-адыгского пантеона.
А.Т. Шортанов различает два вида божеств: космогонические и хтонические.
Космогонические божества:
- Тха-Тхашхо,
- Уашхо,
- Гобжогош,
- Псатха,
- Шибле.
Хтонические божества:
Мужской пантеон —
- Тхаголедж,
- Амыш,
- Тлепш,
- Ахин,
- Мазитха,
- Созыреш,
- Кодес,
- Несрен,
- Зекотха,
- Жегупатха,
- Аушджерджий,
- Ела.
Женский пантеон —
- Сатаней,
- Малечипху,
- Адиюх,
- Хи-Гуаша,
- Чиг-Гуаша,
- Ханце-Гуаша,
- Псыхо-Гуаша,
- Хипа-Гуаша,
- Хаде-Гуаша,
- Тха-Гуаша,
- Мез-Гуаша,
- Марием.
Клановые божества и покровители —
- Схуска,
- Хакусташ,
- Кодес,
- Пшишан,
- Ноакаше,
- Чашта,
- Тхаралей,
- Тхатапас,
- Тохлитха,
- Дыгодиш,
- Хауц-Хаш,
- Тхагейчу,
- Оутхой-Кас,
- Шу-Моучу,
- Хох-Мох.
- Тхакуафешу,
- Хадрих,
- Тхашу,
- Тхаширипху,
- Сотраш.
Тератологические типы:
- Иныж,
- Благуа,
- Емынеж,
- Хашхавыла,
- Аль-мастэ,
- Нагучитце.
В добавление к этому, А.Х. Шеуджен в книге «Земля адыгов» дает нам имена следующих черкесских божеств и покровителей:
- Аерг,
- Аймыс,
- Алий.
- Анцва,
- Аущэдж,
- Афы,
- Ахумида,
- Дебеч,
- Джаджэ,
- Дзахуш,
- Емыщ,
- Зиусхан,
- Исса,
- Мамыш,
- Мезитль,
- Местэ,
- Мусса,
- Саусрок,
- Стау,
- Тга,
- Тлохумишх и Шеберис,
- Тугузитха,
- Тыгуплоху,
- Уазыр-мес,
- Шиберис,
- Шхагуашэ,
- Шыргупс.
Мы не можем описать здесь функции всех этих черкесских богов и покровителей и связанные с ними обряды. Тем не менее, для того, чтобы ознакомить читателя ближе с существом вопроса, мы должны упомянуть нескольких из них.
Тха. «У адыгов существовало представление, что творцом всего сущего был бог — Тха, нередко характеризуемый как Великий бог — Тхьашхуэ. Он сотворил мир и людей. Мир создан им из огня, воды, земли и воздуха. Тха не имеет ни начала, ни конца, ни пола. Тха вездесущ, но место его обитания — небо».
Согласно А.Т.Шортанову, «Тха не принимает непосредственного участия в действиях богов и людей, а служит лишь «высшей инстанцией»… Тха весьма редко фигурирует среди других языческих богов, но зато он играет важную роль в культах. Во всех посвящениях …он выступает как начало всех начал. Тха — везде и во всем. Его именем начинаются почти все виды хохов».
Важно отметить, чго «Тха не имеет даже идола, как Созереш или Гера, которые олицетворялись обрубком сучка или простым бревном, или же, как Эрот и Дионис, воплощались в глыбе или столбе,— писал А.Т.Шортанов.— Он не наделен и какими-нибудь чертами, как, напрмер, грозный Шибле, Зевс или Посейдон, олицетворяющий морскую стихию. Правда, адыгский Тха при необходимости может быть и суровым в одних случаях, и всепрощающим в других».
Даже зарубежные авторы писали о черкесском Тха-Тхьашхуэ. Жан-Виктор-Эдуард Табу де Мариньи писал: «Черкесы признают верховное божество и несколько небесных сил рангом пониже. Они верят в бессмертие души и иной мир, где с каждым обращаются в соответствии с его заслугами». Много позднее, Карл Кох писал то же о религии адыгов: «Основой всех религиозных взглядов черкесов является вера в высшее существо». Основой религии черкесов была вера в единого бога, в неизбежность судьбы и в то, что жизнь на этом свете коротка. Т.Лапинский, который знал черкесский язык, говорил о верховном боге Тхашхо (Тхьашхуэ), и указывал, что у него имеется целый ряд подчиненных ему богов — Тхацику (маленькие боги). «В честь Тха адыги устраивали ежегодные праздненства, сопровождавшиеся дифирамбическими хохами и танцами».