В 1848 году генерал-майор Ковалевский также совершил набег на это урочище; набег был удачен, и потеря незначительна. Абадзехи удивлялись счастливому исходу этого дела и говорили, что, верно, Ковалевский есть шейх (святой), что он так счастливо вышел из этого дела.
Тлебш был богом железа и оружия. Абадзехи и шапсуги доныне клянутся этим богом. Когда черкес ранен, то в сакле его к потолку подвешивается железная полоса и каждый, посещающий раненого, должен ударить молотком в эту полосу, — этим средством отклоняются злые духи, заклинается бог войны и унимается жар в ране черкеса. Каждая речка имеет свою богиню (гуаша). Абадзехи клянутся богом Тлебш и богом Ахыхне, значения последнего бога и его атрибутов сами абадзехи не знают.
Кроме богов (тха) и богинь (гуаша), абадзехи и шапсуги верят в ведьм и чародеев (удды). Удд может быть мужчиной или женщиной. Он в сношении со злыми духами и может наслать болезнь и несчастье на человека. В земле шапсугов есть курган Сабер-оагиха, где будто бы удды обоих полов собираются по ночам и отдают отчет духам в своих действиях. Чтобы снять болезнь, насланную ведьмой, призывают знахаря (цепь-фе), который излечит болезнь не прежде, чем как отыщет ведьму и очищением снимет с нее свойства быть ведьмой и насылать болезни людям. Но вот затруднения: как отыскать эту удду? Общее мнение укажет на какую-нибудь бедную старуху, и ее допрашивают. Разумеется, старуха отказывается. Те сажают раздетую между разложенными близко один от другого двумя или тремя кострами и парят у огня пока не сознается, что она удда. Когда огонь допечет, старуха во всем сознается, тогда знахарь (цепь-фе) очищает ведьму следующим образом: он убивает собаку или волка, вынимает из него утробу и, натянув ее на ветку терновника, насильно вводит в рот мнимой ведьме, и несмотря на крик жертвы от боли, трением и волчьей утробой прочищает ей горло. Тогда ведьма считается очищенною, она перестает быть уддой и лишается силы вредить людям. После этого больной должен непременно выздороветь. Могуществом веры это иногда и сбывается.
Несмотря на верования в духов и в удды черкесы не Боятся видений и духов, и когда дело идет, чтобы отправиться на воровство и хищничество, то никакая темнота, никакие удды не удерживают удальцов. Магометанство еще не так сильно распространено у абадзехов и шапсугов, чтобы уничтожить совсем эти старые остатки язычества. Черкес как южный человек верит пламенно и страстно, из самолюбия готов на самые фанатические пожертвования для веры, но если ему не напоминать о вере и не дразнить его задушевных религиозных понятий, то он делается довольно равнодушным, а нередко даже и скептиком. Лучшее средство против религиозного фанатизма в руках завоевателя есть религиозный индифферентизм. Но, приняв на себя эту роль, нужно быть логическим и последовательным в своих действиях, что и исполняется нами.
Конечно, доселе мы не сделали прозелитов, но, по крайней мере, сколько можно было парализовали между
мирными народами вредные для нас проявления религиозной ненависти.
Язык. На всем пространстве от Малой Кабарды до Черного моря господствует язык черкесский (адыге). Он разделяется на три наречия, удобопонятные один для другого: 1) кабардинское, 2) бесленеевское, 3) общее адыгское.
У убыхов в простонародьи есть еще свой язык, он день ото дня изчезает. Абазинцы и ногайцы закубанские, кроме своего языка, говорят все черкесским языком. По мнению знатоков, адыгский язык очень богат, выразителен и замечателен по грамматическому устройству. Ныне абадзехский уроженец Омар Берсеев трудится, чтобы сделать этот язык доступным для письма и издать грамматику. Арабский алфавит добавляет несколькими буквами, необходимыми, чтобы выразить звуки черкесского языка, и теперь можно писать по-черкесски.