Черкесский язык преподается в Ставропольской гимназии, так что со временем будем иметь переводчиков из руских, что чрезвычайно важно. Нынее часто случается, что переводчик из туземцев, передавая нам по-русски слова черкеса, из личных видов или вражды переиначивает смысл речи и через это неизбежны частые недоразумения.
Аталычество. Воинственный черкес, избегая всего того, что может изнежить его душу, не воспитывает своих детей у себя дома, а отдает их на воспитание своим ближайшим друзьям. Вскоре после рождения дитяти у князя или именитого дворянина (уорка) являются многие охотники, желающие взять новорожденное дитя и быть его воспитателем, или аталыком. Воспитатель, или аталык, обязан вскормить ребенка, выучить его наездничеству, стрельбе в цель, безропотному перенесению бессонницы, голода, труда, опасности, водить его или посылать с надежными людьми на хищничество, сначала на легкое, а после на более значительное и опасное; кроме того, аталык должен ознакомить своего воспитанника с верою и народными обычаями, водить его на народные собрания и разбирательства. Совершив воспитание молодого князя, аталык должен вооружить его, одеть прилично, подарить ему коня и привести в отцовский дом. С этого времени аталык считает свою обязанность оконченною, но воспитанник часто так привязывается к аталыку, что любит его больше, чем своего отца. Бывали случаи, что в ссорах отца с аталыком, воспитанник принимал сторону аталыка против родного своего отда. Связь по аталычеству почитается у черкесов священною. Все семейство аталыка есть родное своему воспитаннику.
Чем значитачьнее князь или дорянин, тем более находил охотников породниться с ним и желающих принять на воспитание его сына. Иногда между желающими возникают споры, и князь должен допустить, чтобы его дитя, пробыв несколько лет у одного аталыка, переходило кдру. тому, а после — к третьему. Так, Аслан-бек, сын Джембулата Болотокова, темиргоевского князя, имел трех аталыков. Первым был Куденетов, кабардинец, приближенный друг Джембулата; после, по добровольному согласию князя и Куденетова, абадзехский старшина Аджи-Аджиноков, из народа Джангет-хабль, взял Аслан-бека к себе. Хаджи- Берзек, шапсугский дворянин (бывший аталык Джембулата) пожелал быть аталыком его сына, украл у Аджимокова молодого Аслан-бека и воспитывал его у себя. Через это произошла кровавая вражда между Аджимоковым и Бер- зеком, наконец обе стороны предались на суд народный, сделано было разбирательство, на котором сказано было много речей. Молодой Аслан-бек был отнят у Берзека и возвращен Аджимокову, с тем чтобы через несколько лет быть возвращенным опять Берзеку, у которого Аслан-бек Болотоков и окончит свое воспитание.
В течение нахождения сына у аталыка отец не должен позволять себе малейшей нежности, малейшей ласки своему дитяти и при свидании не должен даже подавать виду, что узнает его. Всякое публичное выражение нежности к детям до полного их совершеннолетия, считается в высшей степени неприличным. Когда аталык считает воспитание молодого князя оконченным, то собирает родных своих и делает большой пир. Когда абадзехский старшина Магомет Касай окончил воспитание Шеретлука Болотокова и возвращал его отцу, то по случаю этому задал пир на весь Кубанский край. Созвали за две недели молодежь и девиц со всего края, составился огромный общий круг из молодежи и девиц, и в то время, как танцовали этот круг, князья и наездники в середине круга делали джигитовку. При этом в течение 10 дней аталык кормил всех прибывших гостей. После возвращения сына из аталыков князь должен вознаградить воспитателя за его труды и расходы. Богатство князя и его щедрость определяет величину вознаграждения. Обычно князь дает аталыку два или три семейства крестьян, что составляет за Кубанью значительную сумму. Примечательно, что князь может отдать свое дитя на воспитание узденю, но сам не может воспитывать у себя никого иного, как княжеского дитя.