- Тляко-тляж. Мы рассмотрели князя, как представителя монархического начала, его положение в обществе и его права. Теперь рассмотрим дворянство тех народов, которые имеют князей.
Народ разделяется на дворянские роды (тляку). Каждый род живет не вместе, но по семействам и там, где хочет. Не менее того каждое дворянское или вообще свободное семейство (тльфокотль и оркшаотлехуса) со своими крестьянами причислено к своему тляко-тляжу, т. е. владельцу. В каждом черкесском народе не более десяти семейств тляко-тляжей.
Тляко-тляж есть владетель в своем ауле. Он имеет своих крестьян, которые работают для него, связаны с ним условиями. В его ауле живут дворяне (уорк) меньших разрядов со своими крестьянами и признают тляко-тляжа своим главой. Тляко-тляж повинуется князю, ходит с ним на войну или посылает ему своих воинов но кроме уважения к особе князя, он не несет никаких обязательств. Он самостоятельная власть в своем ауле; в случае недовольства князем тляко-тляж имеет право удалиться со своим аулом в другое какое ему угодно общество и за обиду, причиненную князем тляко-тляжу, не только весь его аул, но и все равные ему тляко-тляжи вступаются. Князь должен стараться помириться с тляко-тляжем, а если князь допустит, что тляко-тляж со своим аулом уйдет от него, то это бросает на князя пятно. Поэтому такие примеры очень редки. В недавнее время был только один случай. Бесленеевский тляко-тляж Кодз, недовольный князем Каноковым, перешел со всем своим аулом к темиргоевцам, а когда темир- гоевцы бежали за Белую, то Кодз со своим аулом поселился на Кубани, где его аул живет и поныне.
- Уорк 2-й и 3-й степеней. Уорки 2-й и 3-й степеней живут с семействами в аулах тляко-тляжей, по вызову которых дворяне обязаны идти на войну. Доб-
рык быт их зависит от того, имеют ли они крестьян. Тляко- тляж обыкновенно дает тльфокотлю вспомоществование скотом и припасами. Это называется уорк-тын. Если тльфо- котль не поладит с тляко-тляжем, то со своими крестьянами удаляется к другому тляко-тляжу и причисляется к его аулу; в таком случае он должен возвратить прежнему тляко-тляжу подаренный ему уорк-тын. Но это перемещу ние дворян случается редко, и тляко-тляж, потерявший дворянина, не употребивший усилий, чтобы помириться с ним» пользуется дурным мнением и охлаждением к нему других дворянских фамилий его аула.
Переходя в чужое общество, тльфокотль освобождается от подчиненности своему тляко-тляжу. Если он переходит в черкесское общество, имеющее князей, то он обязан приписаться к одному из тсляко-тляжей того общества. Если же перейдет на жительство к абадзехам, то, избрав себе место жительства, водворяется там. Здесь надо заметить, что тляко-тляж у абадзехов и у шапсугов не имеет такого важного значения, как в черкесских народах, имеющих князей. В общинах, не имеющих князей, народ разделяется на самостоятельные общества (псухо), и каждое псухо управляется само собою своими старшинами. Об этом подробно будет сказано ниже.
- Крестьяне. Крестьяне, пшитль, огг, лагуны- пыты — все эти свободные люди составляют собственность своих князей или тляко-тляжей. Половина труда крестьянина, по обычаю, принадлежит его помещику. Князь или тляко-тляж имеет право продать или подарить все семейство крестьянина, но продажа семейства и раздробление в разные руки не принята по обычаю. Все крестьяне имеют оружие и владеют им так же, как и дворяне. Положение их не так тяжко, и обиженные крестьяне могут удалиться к другому владельцу и просить его покровительства. Бывали (редкие, впрочем) примеры мщения обиженных крестьян владельцам. Бегство крестьян к нам очень редко случается, все, что крестьянин имеет, все, что он себе нажил, составляет его неотъемлемую собственность. Если владелец продает крестьянина с семейством другому владельцу, то все имущество крестьянина, как-то: домашний скот и лошади — остается собственностью прежнего владельца, исключая, впрочем, одежду и домашнюю рухлядь. Покупающий семейство крестьянина может купить у владельца весь скот крестьянина. В случае смерти крестянина имущество его делят между собою его дети, и владелец в это не вмешивается.
Некоторые общие замечания о черкесском дворянстве. Сильное, многочисленное аристократическое сословие у черкесов есть явление замечательное. Откуда взялась аристократия в горских обществах? Аристократия является в народе не наче, как вследствие завоевания. Везде дворянин есть завоеватель, простолюдин — завоеванный туземец.