Т а р и к а т есть учение религиозно-политическое, основанное на Коране. В политическом смысле это учение есть чисто демократическое. По теории тариката: 1) все мусульмане должны быть свободны, рабство должно быть уничтожено, магометанин не должен платить никакой дани, кроме заката, т. е. десятины, на мечети в пользу распространения исламизма; 2) все магометане равны и разница прав сословий должна быть уничтожена; 3) магометане должны жертвовать всем, чтобы не быть псд игом неверных. Это учение из Дагестана мало-помалу проникло к черкесам. Везде, где оно проникло, черкесы разрывали связь с нами, меновая торговля прекращалась, мирные черкесы бросали свои аулы и уходили в горы. У черкесов проповедовали шариат Гаджи-Магомет в 1842—1844 годах, Солиман- ефендий — в 1845 году и шейх Магомет-Амин — с 1849 года. Все они родом из Дагестана или Чечни, и доверенность и уважение к ним черкесов весьма значительны.
Внешние сношения черкесов. Живущие за Кубанью и на восточном берегу Черного моря постоянно имеют сношения с Турцией. Ежегодно отправляются богомольны в Константинополь и другие порты Малой Азии, откуда с караваном отправляются в Мекку и Медину. Из князей, старшин и достаточных людей почти все перебывали в Мекке если не два, то по крайней мере один раз в жизни. Мирные черкесы берут у нас паспорта, немирные же отправляются к шапсугам и убыхам и на чектырмах прокрадываются в Константинополь. Несмотря на бдительность наших крейсеров, им удается пробираться в Турцию, но бывают часто случаи, что чектырмы, застигнутые в море нашими крейсерами, попадают в плен. Путешествие в Мекку продолжается обыкновенно два года. Возвратившиеся пользуются большим уважением и принимают титул хаджи. Фанатические их рассказы про турецкого султана и египетского пашу волнуют народ. Народы черкесские, живущие за рекой Лабой и по берегу Черного моря, признают, как я сказал выше, турецкого султана своим халифом, главою религии, и на всех переговорах с нами ссылаются на мнимое покровительство султанов. Что же касается до того, что султан Адрианопольским миром передал России свои права на обладание черкесами, то черкесы отвергают права султана, говоря, что он не есть и не был их государем никогда, а что он только глава религии.
Сефер-бей Заноко, шапсуг, живущий в Константинополе, постоянно в переписке с шапсугами сочиняет от имени абадзехов и шапсугов протестации и издал от имени черкесов декларацию их независимости. Акты эти доходят до черкесов и поддерживают их упорство в борьбе с нами. Беглые кабардинцы, бесленеевцы и абазинцы не упоминают никогда о покровительстве турецкого султана, о покровительстве этом толкуют только абадзехи, шапсуги, натухайцы и народы черкесские, живущие на восточном берегу Черного моря. Кроме религиозной связи с турками, черкесы имеют с ними также тайные торговые сношения. Во времена греков, римлян и Византии черкесы торговали невольниками и женщинами. После падения Византии черкесы продолжали эту торговлю во все времена с турками. Так как многие из черкешенок попадали в гаремы к султану и его вельможам, то черкесы считают турецкого сулгака и всех первых сановников Оттоманской империи своими родственниками и единоплеменниками. И доныне высшим предметам честолюбия для черкешенки есть попасть в гарем султана. Устройство укреплений на восточном берегу Черного моря нанесло сильный удар этой торговле людьми, не нравится это черкесам ц туркам, и потому-то черкесы, живущие на берегу Черного моря, делали многократные попытки для уничтожения наших укреплений, которые, наблюдая за устьями речек с многочисленными бухтами Черноморского берега, всеми мерами препятствовали этой выгодной как для турок, так и для черкесов, торговле.