- построить для смотрителей магазины и служителей их дома и выдать им жалование;
- построить дома для училищ и производить учителям жалование;
- владельческих и узденоких детей брать в школы, учить начальным правилам российской словесности и потом отправлять в кадетские корпуса, сходно с подданным
его императорскому величеству покойным генералом от инфрактерии князем Цициановым от 23 марта прошлого 1804 года донесением;
- содержание учеников, выписывание книг и прочих материалов определить из доходов соляных.
По взятии деятельных мер существующая в Кабардах уже шестой год беспрестанно губительная заразительная болезнь непременно должна прекратиться.
По прошествии установленных лет данной льготы, сделать всем ревизскую переписку — присоединить в Кавказской губернии, открыть сообразные в оной правительственные судебные места с законами, для таковых народов в России существующими, наложить казенные подати и прочие общественные тягости на основании узаконений.
Тогда, сии народы, закубанцы и чеченцы, никогда не будут в состоянии соединиться все вместе и сделать всеобщее возмущение, как то случилось во время их лжепророка Шиха. Если же паче чаяния после сего сделается какое злодейство от чеченцев и закубанцев и нужно будет их наказать, тогда войско всегда будет готово перед их глазами.
По совершенному установлению в Кабарде правления по начертанному плану следует приступить к введению благоустройства и в осетинских народах, во внутренности Кавказских гор в ущельях обитающих, которые имеют разные наименования, весьма многочисленны и одно с другим беспрестанно имеют ссору. Сей народ находится у кабардинцев под совершенным игом и угнетением, а некоторые из них оказывают им и противность. Почему и не имеют никогда показатея на плоских местах, будучи тотчас убиваемы, взяты в плен и проданы за Кубань. И потому живут весьма в бедственном положении, имея великую нужду во всяких жизненных потребностях. Дабы отвратить сии обстоятельства, влекущие бедный осетинский народ в совершенное истребление, нужно учредить одну комиссию с тем, чтобы оная о присвоении кабардинцами осетинцев и абазинцев исследовала споры и доказательства прав: первых — о присвоении, а последних — отступлении от зависимости их.
Все осетинцы также упражняются грабительством: частию с кабардинцами в наших границах и частию, нападая на проезжающих в ущельях по Грузинской дороге наши транспорты, сами собою.
Все осетинцы, карабулаки и ингушцы, хотя и идолопоклонники, однако и гораздо более привержены к христианам: исполняют некоторые обряды христианского закона, почитают некоторые праздники и употребляют в пищу свиней. Старшины их, часто по склонности и частию по понуждению кабардинцами, содержат закон магометанский, но, будучи в своих домах, не имея свидетеля кабардинца, обрядов иных не исполняют.
Следовательно, по всем сим причинам нужно взять меры к просвещению тех народов в христианском законе, дабы, по крайней мере, иметь перевес в здешнем крае над магометанами, которых тогда гораздо меньше останется, нежели христиан. Осетинцы и те народы, превышая числом весьма знатным, согласясь и соединясь общими силами, хотя бы и теперь могли истребить всех магометан. Но, будучи по рассеянности обитания в разных местах и ущельях, отдаленных друг от друга, и необразованности в благоразумии, не имеют духу приступить к сему важному делу.
За речкою Сунжею, под самою подошвою гор, среди лесу, в смежности с чеченцами, есть малое число народов, именуемых карабулаки. Около Владикавказского, при подошве гор и в ущельях, в смежности с карабулаками есть народы числом более тех, именуемые ингушцы, сии обе нации идолопоклонники — самые несчастнейшие и беспрестанно обижены от прочих, смежных им магометанского закона народов. Они и сами также имеют промышленность всегда грабежами и разбоем. Часто случается, что как скоро сии народы выходят из своих гор и лесов на плоские места, для пахоты и посева проса, кабардинцы, чеченцы и кумыкские татары на них нападают — бьют, берут в плен и грабят весь их скот и имущество. Некоторые из них бывают от тех народов охраняемы малым числом заложников, за что и платят небольшую подать, и как сии народы никому из вышеописанных не принадлежат, то и не могут быть, покуда не примут магометанского закона, никогда спокойны.