От чеченцев, ингушцев и карабулаков российские границы и препровождаемые из Моздока в Грузию и оттоль обратно наши транспорты претерпевают грабежами, убийством и увлечением в плен людей не менее как и от кабардинцев, в чем бывают всегда участниками и сии, из числа бежавших по каким ни есть преступлениям, сделанным в Кабарде, в абреки.
Чеченцев, по собственному моему испытанию, считается до 12 тысяч домов, однако ж они живут неподвижно деревнями и состроенными прочным образом саклями всегда на одном месте. Имеют к охранению себя весьма крепкими местами; хлебопашеством, сенокосными и пастбищными местами большею частию пользуются по левой стороне речки Сунжи. Карабулаков всего семь деревень, также единоместного пребывания. Ингушцев, определительно нельзя сказать сколько, только их гораздо больше и также водворены неподвижно.
Вот новые причины, возбуждающие запереть речку Сунжу, чтобы остановить вредный закон магометанский, ежедневно между сим народом и осетинцами распространяющийся, отвратить злодейства, столь много от них наносимые, и иметь пользу.
Великая и вечной памяти достойная государыня императрица Екатерина Вторая повелела учредить одну комиссию, именуемую осетинскою. Начальник оной был архиерей Моздокский. Обязанность сей комиссии была научить христианскому закону осетинцев, ингушцев и карабулаков; туда посланы были несколько попов грузинских и монахов, которые немалое число окрестили оных и уже зачали было строить церкви, как вдруг воспрепятствовали тому обстоятельства: один из проповедников умер, другой был убит. Покойная государыня скончалась, архиерей Моздокский по воле императора Павла, был отослан в другое место. Комиссия остановилась, и осетинцы остались идолопоклонники по-прежнему.
По всему видно, что сии проповедники слова Божия не имели никакого старания ко внушению о пользе и важности религии христианскою закона. Но единственно только имели в виду тот предмет, дабы умножить число окрестившихся и раздавать им рубашки и кресты. Ныне есть много осетинцев и ингушей: чтобы получить рубашку, крестили себя два раза.
Дабы достигнуть до сего важного предмета и получить от сего народа ощутительную пользу, надобно столь важную должность поверить таким людям, которые имели жизнь и поведение, сходные с точными правилами их назначения. Здесь нужно употребить людей, которые научились и изготовлены жить между идолаторов. Изготовить таких идолаторов к понятию о законе и образе жизни, поведении без всяких пороков и пристрастия, чтобы за иными не было примечено никакой слабости имеющих гибкость принаравливаться во всяких предприятиях и ко всяким обычаям; выбрать их между множеством других, и только тех, которые не имеют никакой воли; без жен, без детей, без родни — даже чтобы не могла их остановить и отправить от своей должности самая страшная и поносная смерть, чтобы они по своему состоянию не могли иметь ничего собственного. Надобно все сии достоинства редкие, но нужные, сыскать, чтобы переделать дикий народ из неприятелей в приятели. Чтобы сии люди решились продолжать жизнь свою в лесах, на горах, среди снега и льда, и всякий труд казался бы им натуральною, естественною необходимостью. Нужно, чтобы люди сии были не только для христианского закона учители, но учили бы их всем художным ремеслам, как-то: столярному, камнесечению, сереброделию, часовому, кузнечному, слесарному и медному, домостроительству, изобретению всяких металлов и всем способностям, нужным к общей жизни, ибо по всем сведениям, до нас дошедшим, известно, что в сих горах уже с некоторого времени открыты разных родов руды, как то: железо, медь и свинец. И так как мы имеем мало художников на Линии, а сей горский народ не имеет довольно земли, чтобы мог обрабатывать оную круглый год, то, научившись всем тем художествам, имели бы они надобность часто приезжать к нам работать свои изделия.