Ежели сей дикий народ когда ни есть, будет крещен и просвещен понятием о собственной своей пользе, он верно будет к России предан и усерден. И мы тогда можем иметь несколько тысяч егерей, которые нам установят совершенное спокойствие по всей здешней Линии.
Только где найти таких людей со всеми теми достоинствами, которые мною описаны? Иногда сии люди бывают трактированы яко беспечные, но как бы то ни было, только чтобы сделать вечное блаженство сему дикому народу и будущему верноподданному российскому престолу, то нужно сыскать оных.
Читавши историю, я во многих местах видел, что иезуиты в Америке, Китае и Японии сделали великие дела. Всем иезуитам наконец грозило от всей Европы всем совершенное потребление, так что они не знали, где найти себе прибежище и спасение. Наше правительство, которое приняло их, удержало их падение, после сего, кажется, каждый иезуит должен смотреть на Россию, как на мать родную. И в возблагодарение за столь благодетельное покровительство должен всегда быть готов потерять для нее последнюю каплю своей крови. И всей системе, почти нет никакого сомнения, по известным их качествам.
Великая Екатерина Вторая их оставила только в Белоруссии, после того позволено быть в Петербурге, Риге, Саратове, Одессе, Астрахане и Моздоке; им даже доверила пансионат дворянства.
Кажется мне, что сим людям можно позволить вводить христианский закон в горском народе, когда им позволено быть пастырями стольким католикам в разных местах России и когда множество из знатных людей отдают своих детей к ним на воспитание. Следовательно, уже ясным свидетельство может служить оправданием, что от их трудов полагают несомненную надежду ожидать полезных приращений.
Итак, ежели терпимость католического закона в России позволена и столь общая доверенность сим людям дана, то как не поверить им воспитания и просвещения дикого горского народа. В сем пункте, мне кажется, нет никакого противоречия, что у нас в России есть католиков целые губернии, и оные столь же верные государю подданные, сколько и самые природные земли сей обитатели, истинные христиане греко-российского исповедания. Следовательно, католический закон учит тем же правилам — обязанности государю, тем же правилам — обязанности гражданской, политической, и к ближнему своему, и, следовательно, осетинцы могут быть полезные, добрые и верные подданные.
Все иезуиты для меня совсем незнакомы, Я их только знаю через чтение истории, и ежели они истинно таковые, как история о них сказывает, то бы я желал, чтоб они употреблены были для просвещения горского народа.
Сии желания больше прибавились во мне по опыту: бывши в Моздоке в одно время в воскресный день в католической церкви в обедню, видел я вошедшего молодого худощавого пастора, (который с наружности особо ничего не предвещал; он начал сказывать предику на армянском языке, которого я не знал. Я был тронут! Видевши, что все в церкви прилежно его слушали и тронуты были (они даже плакали, как дети, во все то время, покуда он кончил свою речь), я, вышедши из церкви, спрашивал, давно ли сей пастор сюда приехал, мне ответствовано: только 6 месяцев, как он прибыл из Белоруссии и только 6 месяцев, как он начал учиться армянскому языку.
Итак, по сим обстоятельствам, кажется, мне нужно во Влакикавказе яко средоточии всем горам, в коих обитают сии народы, построить один монастырь. Признать туда 12 монахов, каковых способности выше мною описаны, и одного к ним наставника; дать им приличное содержание и отпускать несколько из экстраординарной суммы денег для малых подарков, подаяния нищим и покупки всех инструментов, которые потребны к разным художествам. Наставник сей братии, чтобы зависел только от одного главного начальника на Линии. И отдавал оному во всем отчет — как о расходах денежных отпущаемой суммы, так и о том, какое сделано ими в преобращении народа в христианство приращение.