О нравах вообще. Долг мести. Кабардинцы по общему народному обычаю не токмо право, но долг имеют отмщать за оказанные им обиды. Долг отмщения почитается родовой и потомственной обязанностью. Бывали примеры, что целые семьи истреблялись за бездельную отдаленнейших предков ссору, но таковые примеры, как я уже сказал, теперь не столь часты.
Долг благодарности. Как непримирима вражда кабардинца за оскорбление, так благодарность за соделанное добро неизменна. Долг благодарности к благодетелю, хотя б иноземец, и роду его изъявляет потомственно весь род обязанного.
Долг дружбы. Кабардинцы свято хранят взаимно данное слово; друг же за своего друга умереть готов. Дружба дает право располагать дружеским имуществом как своим собственным, кроме оружия, почитаемого родовым достоянием. Иноземец может под кровом дружбы безопасно в горах путешествовать. Князь, круг его, ему сопутствует или передает с рук на руки другому, который равномерно в безопасности его до известного времени или места ручается.
Почтение к старости. Старость у кабардинцев в таковом же, как у древних лакедемонцев, почтении; молодой князь уступает место и не садится перед князем, старейшим его летами.
Обращение с женщинами. Жены не вмешиваются ни во что и никому из мужчин не показываются, даже самые мужья редко днем их посещают. Они за стыд поставляют проводить время с женами; по мнению их, такое обращение означает изнеженность нравов и ослабление воинского духа и по сей причине почитают такового неспособным к предприятию чего-либо отважного или полезного для общества, а посему и достойным презрения.
У всякого князя и у богатых узденей выстроены для жен особые мазанки, обнесенные столь частым забором, что с улицы ничего за оным не видно. Женщинам воздают, одна- кож, они должное уважение, в присутствии их никому не несут обиды: и даже гонимый мстительным мечом найдет свое спасение, прибегнув к женщине, тогда жизнь его останется безопасна, но покрывается вечным бесславием. Дочери воспитываются матерями, а сыновья — вне дома.
Воспитание сыновей. Князь вручает сына своего и власть родительскую довереннейшему из отличнейших узденей своих, который с малолетства приучает его ездить верхом, сражаться, бодрствовать и терпеть нужду, родовыми же правилами и предрассудками воспламеняя в нем привязанность к родине и дух воинский, удалым молодцом возвращает его родителю, который редко или вовсе с ним до того времени не видался.
Гостеприимство. Гостеприимство свято наблюдается. Странствующий единоземец в горах где бы ни пристал, даже в отсутствие хозяина, пользуется всеми его правами, кроме входа к женам.
Воздержанность. Кабардинцы весьма воздержаны и легко сносят голод и нужду. Вместо хлеба едят просяную кашу, и выезжая на промысел, поджаривают ее на сале, отчего оная так сытна становится, что малого ее количества достаточно на долгое время, почему и лошадей своих к ней приучают.
Язык. Кабардинцы имеют свой особенный язык. Многие князья и уздени, кроме собственного языка, знают по- русски и по-татарски.
Состояние ремесл. Ремесла у них в лучшем состоянии, нежели науки. Они искусно выделывают различные металлические вещи, особливо для украшения своей ратной и конной сбруи нужные. Женщины же все вообще занимаются разными рукоделиями, ткут довольно изрядные сукна, разные тесьмы, и шьют все нужные для себя и мужей одеяния.
Промышленность. Скотоводство и пчеловодство составляют главные предметы их хозяйства, хлебопашество же у них еще в младенчестве; они до сих пор сеяли одно только просо, теперь же начинают разводить и рожь.