Состояние торговли. Торговля у кабардинцев весьма ограниченна. Они не имеют своих денег, баран (как я уже сказал) составляет их ходячую монету. Торговлю с ними производят обыкновенно меной: получая от нас соль, хлеб, сукно, холст, ситец, сафьян и разные металлы, на обмен дают лошадей баранов, сало, шерсть, воск, мед и прочее.
Вооружение. Обычное оружие кабардинцев: ружье, пистолеты, кинжал и шашка; одеваются вообще легко, но кто сможет купить панцирь и шлем, выезжает на бой в полном вооружении; князья отличаются луком, колчаном со стрелами и саблей вместо шашки, коей клинок прямой и длинный, а рукоять как у древних мечей.
Лошади. Кабардинские лошади резвы, сносны и довольно статны. Кабардинец на некованном добром коне своем с невероятной быстротой носится по крутым и увесистым, едва приметным между скал и пропастей, тропинкам.
[1815—1818] Иосиф Дебу
О КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ И ПРИСОЕДИНЕННОМ К НЕЙ ЧЕРНОМОРСКОМ ВОЙСКЕ,
или общие замечания о поселенных полках, ограждающих кавказскую линию, и о соседственных горских народах извлечение
Иосиф Львович Дебу (1774—1842) по происхождению француз, состоял с 1793 года на военной службе в России, с 1810 года служил на Кавказе, где командовал сначала Левым, а затем Правым флангом Кавказской линии.
Данные материалы первоначально были опубликованы в «Отечественных записках» (1821. № 18; № 22—24) под заголовком «Разные исторические замечания относительно народов, соседственных Кавказской линии».
Этнографическое содеражние сочинения Дебу состоит из кратких замечаний о ногайцах, чеченцах, карачаевцах, адыгах, абазинах и более подробных сведений о кабардинцах, причем автор прямо указывает, что его описание кабардинцев и их соседей большей частью заимствовано из записки П С. Потемкина. В основном материал Дебу заимствован из литературных источников. Косвен М. О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // Кавказский этнографический сборник. М., 1955. Т. 1. С. 298.
… § 71. Кабардинцы имеют преимущество над всеми горскими народами, кроме одних дагестанцев; все прочие роды, как-то; кумыки, чеченцы, карабулаки, аксаевцы, алтисты, осетинцы, абазинцы, бесланейцы, ингушевцы и другие — не только им подражают в нравах и во всех обычаях, но частию от них зависели и платили дань; законов никаких не имели и не имеют, следуя обычаям, по преданию им известных, и от вкоренившегося между ними несогласия весьма испорчены нравами.
- 72. Большая Кабарда разделяется на три поколения, а именно: Атажуково, Мисостово и Джембулатово. Все сии три колена выводят свой род от одного князя, называемого Кес, который, как сказывают, выехал из Аравии и учинился владельцем всех горских народов. Сей князь имел двух сыновей; первый назывался Инал, а второй Шамбок, От младших детей Инала произошли все три вышеозначенные поколения кабардинских владельцев, но он имел еще старшего сына, Шеченуха.
- 73. От Шамбока произошел род Бесланейских и Абазинских владельцев. Поколение Шеченуха было в Кабарде в особенном уважении. Старший из оного составлял род самовластного владельца, но в конце прошлого века, по ненависти к нему прочих князей, не терпевших его гордости, учинен был против него заговор, от коего совершенно истреблено сие колено.
От Джамбулитовского рода произошли все черкеские князья, ныне в России находящиеся, под названием Алеуковых и Бековичевых.
- 74. Ныне число владельцев их столь размножилось, что они лишаются способов к приличному себя содержанию. От уничтожения первобытных учреждений возник крайний беспорядок, и по мере того, как оный увеличивался, грабительство сделалось единственным предметом их существования. Посему первое правило каждого владельца — отнять и украсть все то, что только глазам представится. Сие правило, так сказать, высасывают они со млеком матери, ибо, как скоро у владельца родится младенец мужеска пола, то отдается кому-либо из узденей (род дворян), который должен его воспитать до совершеннолетнего возраста с содержанием на собственном своем иждивении. Сие воспитание состоит в том, чтоб приучать с юношества к проворству и краж[е]. Награда за воспитание бывает немалая: ибо когда питомец возмужает, то обязан из вся-
кой им приобретенной добычи отдать девять долей воспитателю (но их наречию: аталык), оставляя себе последнюю. Это еще более доказывает, сколь нравы их порочны.