Надобно спросить того, кто претерпевает все эти несчастья, одно после другого беспрерывно, лишившегося всякого надеяния на потерянное, ожидая потерять теми же следствиями вновь приобретаемое, и остается в прискорбии и унынии. Надобно войти во все это положение с рассуждением сродного человеколюбию соболезнования — мягкосердия, влить в душу чувство воззвания на сожаления подобнаго себе, заключить понесением всех сих несчастий, как бы собственых своих, отвергнуть все противоречия, удаляющий рассудок хладнокровия, смотря на все иное с презрением и изречением: «Всему сему надлежало быть так по естественной коловратности земного мира», надлежит приступить к возбуждению содействия, — поданию возможной помощи и утешения несчастному краю, дать отраду унылости и сетованию, предварить конец к счастливому и ненарушимому» подобному наслаждающимся в других местах российскому престолу верноподданными тихого пристанища спокойствию. Надо изъявить волю и желание содействовать патриотам и верным сынам отечества к усердию в пользах государственных и ближнего — развеять предрассудок, принять влияние мыслей благоразумия к изменению всяких сих бедствий в спокойное состояние, где не слышен плач и воздыхание, не видны слезы, сетование, печаль, отчаяние, бедность и уныние.
Ежели мы желаем, чтобы сей народ любил наш обычай, узнал все наше и его собственное счастье, надобно его понудить праздное и развратное положение оставить; заставить работать ту землю, которая собственная его. Чтобы он и фамилия его видели принужденность жить в своей земле и иметь твердые связи с теми, кто их окружает. Чтобы нужда его связывала перенимать обычай от нас и соединиться друг с другом во всех делах, для общей пользы нужных; тогда сей народ скоро научится почитать, любить и искать своих соседей, без которых обойтиться и отделиться не может. Сосед будет искать его дружбы, и он будет ожидать от него почтения. Тогда, будучи обеспечены от всяких неприязненных случаев, примут трудолюбие в хлебопашестве и художествах, почувствуют от того великую пользу, имея совершенную вольность и доверие, быть для всяких промыслов во внутренности российских городов и селений, не видя себе нигде никаких обид и притеснений, (распространится с ощутительною пользою всякими произведениями торговая коммерция. Везде появятся у всех народов российские деньги и беспрестанно будут иметь свой оборот на покупку у нас самых необходимых вещей, ими употребляемых.
Теперь мне останется доказать связь, которую друг к другу имеют между собою владельцы, уздени и прочий народ кабардинский.
Есть обычай, и почти можно назвать должностью, что бы владельцы всегда, чрез несколько времени, делали узденям своим подарки, которые состоят в холопьях, оружии, панцире, лошадях, рогатом скоте, баранах и прочем. И сии подарки содержатся в памяти из рода в род, переходя от отца к сыну, предания их о подарках остаются в той фамилии вечным памятником — так, как у владельцев, которые им дали оные. Ежели какой ни есть уздень выходит из послушания своего владельца, он принужден все те подарки возвратить обратно.
Кабардинцы называют себя выходцами из Аравии: видно, они приехали оттуда с немалым числом и понудили прежних жителей иных разбежаться по горам и других перейти в Европу, которые живут теперь в Венгрии.
Сей народ разделяется на пять званий: первое — владельцы, второе — уздени, которые исстари дворяне, третье — уздени, которые пожалованы от владельцев или старших узденей; четвертое — отпущенные на волю из дворовых людей; пятое — крепостные люди (именуемые «холопы»), разделяются на две степени: первые — дворовые люди, а последние — хлебопашцы.