Тетбу удивляется, каким образом люди, почитавшие свободу первым из всех благ, могли решаться на такой гнусный поступок, как продажа детей. «Кстати заметим, что на этот торг нельзя смотреть исключительно с нашей, европейской точки зрения. Тут не было продажи в рабство, и плата за черкешенку тот же калым, платимый везде на востоке за невесту»99.
Анализ существующей многочисленной литературы опровергает распространенное мнение о том, что, якобы, черкесы продавали своих сыновей м дочерей. Продажей черкесских, мальчиков и девочек занимался кровоместник, который крал черкесских детей и продавал в рабство и неволю. Справедливость требует, что и черкесские князья не гнушались продажи в рабство своих соплеменников и нередко затевали междоусобицы с целью захватить в плен людей, которых можно было бы обратить в рабство. Поэтому на невольничьих рынках Таны и Каффы можно было встретить и черкесских феодалов60. Черкесов продавали татары, евреи, турки, крымские ханы61, персы. Черкешенок можно было видеть на рынках в Константинополе и Самсуне, Каире и Александрии, а также в странах Африки: Марокко, Тунисе, Судане, Алжире, Ливии, Мавритании, Эфиопии и даже на Мадагаскаре. Покупали черкешенок и европейцы: англичане, французы; по несколько рабынь из черкешенок и калмычек имели русские феодалы в XVII—XVIII вв.62.
Справедливости ради необходимо отметить, что Великая Октябрьская Социалистическая революция остановила позорный торг между адыгскими (черкесскими) князьями и турецкими, египетскими, персидскими султанами, шахами и крымскими ханами. Эта позорная торговля людьми: «кроме личной корысти, побуждала ханов еще необходимость задаривать дорогими черкесскими невольниками и невольницами вельмож Оттомановской порты, чтобы с их поддержкою прочнее сидеть на ханском троне»63.
С. Дангулов писал: «На стороне горянки была только революция, и она принесла ей освобождение. Обратившись к работе над специальным номером журнала, посвященном литературам Северного Кавказа, я сделал для себя открытие, способное произвести немалое впечатление. Речь шла об уровне высшего образования среди кавказцев. Оказывается, во всем мире .мужчины впереди, на Северном Кавказе — женщины (разрядка наша. — X. С., И. С.). Мне привиделось, что тут дал себя знать закон самой природы: сила, которая в течение столетий сдерживалась, обрела способность аккумуляции и заявила о себе с такой мощью, какую не знала»64.
Впервые в истории человечества СССР обеспечил женщине равные права с мужчиной, открыл перед ней широкий путь к активному участию во всех областях политической, хозяйственной и культурной жизни. Соответственно новым условиям изменились и взаимоотношения в семье между мужчинами и женщинами. Черхешенки стали равноправными участниками строительства нового общества. Женщина-черкешенка является теперь равноправным членом и своей семьи. «Из тех законов,— говорил В. И. Ленин,— которые ставили женщину в положение подчиненное, в Советской республике не осталось камня на камне»65. Во всех областях общественной деятельности женщина наделена равными правами с мужчинами66. Наравне с мужчинами черкешенки выращивают высокие урожаи, трудятся на заводах и фабриках, управляют сложной техникой и обогащают науку новыми исследованиями. Теперь женщины-черкешенки могут смело и открыто заявить о своих правах, как это сделала в одном из своих стихотворений поэтесса Фаусат Балкарова67.
Я дочь Кавказа!
Здесь тружусь,
Дышу свободой, братством.
Горам хозяйкой довожусь.
Владычицей — богатствам.
Не забудет мальчик.
Спящий сладко.
Кто на мир глаза ему открыл.
Кто отдал всю душу без остатка.