► Что представляет собой российская программа по возвращению детей из халифата Даиш?
Тысячи россиян, часто в сопровождении своих семей, присоединились к ИГИЛ в Сирии и Ираке с 2014 года, составив один из крупнейших иностранных контингентов среди боевиков-экстремистов. Происходя в основном из этнических меньшинств в России, религией которых является ислам, они происходят с Кавказа, Татарстана и даже Сибири. С концом «халифата» некоторые родственники джихадистов — российские власти называют цифру в 1770 женщин и детей — изъявили желание вернуться домой.
В то время как европейцы все еще колеблются в отношении подхода к своим гражданам, Россия заявляет, что хочет защитить всех детей русской национальности, оказавшихся в ловушке падения ИГИЛ. С 2017 года из Ирака репатриировано не менее 200 человек, в основном несовершеннолетние в возрасте от 3 до 14 лет. Вновь в начале февраля в Москве приземлился самолет Ил-76, на борту которого находились 27 детей, в том числе матери, находящиеся в иракских тюрьмах.
После медицинского осмотра их разогнали к дядям, тётям, бабушкам и дедушкам из российских республик с мусульманским большинством на Кавказе (Чечня, Дагестан) или Татарстане. Власти Чечни, возглавляющие программу возвращения, пообещали принимающим семьям финансовую помощь. Предполагается, что волонтеры будут оказывать психологическую поддержку этим мальчикам и девочкам, некоторые из которых почти не говорят по-русски или родились на Ближнем Востоке.
► Почему Россия стремится репатриировать своих несовершеннолетних граждан?
Рамзан Кадыров, сатрап Чечни, сыграл ведущую роль в том, чтобы убедить Кремль репатриировать шахтеров. Несколько раз лидер, который держит под своим железным ботинком российскую республику Северный Кавказ, позаботился о том, чтобы встать рядом с детьми перед телекамерами.
« Таким образом, Рамзан Кадыров изображает из себя защитника вдовы и сироты, что очень хорошо для его имиджа.отмечает Григорий Чведов, главный редактор специализированного портала «Кавказский узел». Он не в первый раз проявляет себя как защитник мусульман. Он финансирует строительство мечетей, поддерживает гуманитарные программы, осуждает злоупотребления в отношении рохинджа Бирмы… »
Чеченские власти же упираются в нежелание ФСБ, российских спецслужб, возвращать жен джихадистов. Среди мирных жителей, репатриированных из Ирака за последние месяцы, никого не было. Отсутствие соглашений об экстрадиции между Россией и Ираком еще больше усложняет их возвращение. » Мнения жителей Северного Кавказа по этому вопросу сильно разделились. «, — также уточняет Григорий Чведов.